Еврейский год

Рав Яков Баум

 

18. Календарь

Существуют две возможности расчета календаря. Во-первых, календарь может быть основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца (365 дней). Другая возможность – построить календарь на основе периода обращения Луны вокруг Земли (29,5 дней). Если следовать второму подходу, то 12 месяцев составят 354 дня.

Гражданский календарь основан на солнечном годе.

Еврейский календарь основан на лунных месяцах, однако – чтобы синхронизировать его со сменой времен года, раз в несколько лет в лунный год добавляют еще один месяц (на каждые 19 лет приходится 7 високосных годов, в которых есть лишний месяц).

В лунном месяце бывает 29 или 30 дней.

Рош-Ходеш

Первый день месяца называется Рош-Ходеш. Если же в предыдущем месяце было 30 дней, то и последний день предыдущего месяца тоже называется Рош-Ходеш.

Когда существовал Храм, Сангедрин каждый раз определял, в какой день наступает Рош-Ходеш (=освящал месяц), на основании показаний свидетелей, заметивших в небе народившуюся луну.

Сегодня наступление Рош-Ходеш мы определяем на основании астрономических расчетов.

В Рош-Ходеш принято радоваться немного больше, чем в обычный будний день. В молитве добавляется Галлель и вставка Яале ве-Яво, а также в этот день читают Тору.

Делать работу в Рош-Ходеш не запрещено.

Неделя

На иврите дни недели никак не называются. Мы называем их числами: первый день (после шаббата), второй день, и так далее. Только седьмой день носит особое название: шаббат. Название этого дня означает, что в этот день Б-г не работал, когда творил Небеса и землю.

 

19. Шаббат

Это особый день, в который действуют особые запрещающие заповеди (запрещено делать работу) и особые требующие заповеди (сделать Кидуш, наслаждаться шаббатом и так далее). В этот день также читают особые молитвы. Этот день посвящен молитве, изучению Торы, отдыху и трапезам, которые семья проводит совместно.

39 основных работ, авот млахот

В шаббат запрещено делать работу. Работы, запрещенные в шаббат, делятся на 39 категорий. Каждая такая категория называется «основной работой», ав млаха, и у каждой из таких работ есть множество производных, то есть толадот. Некоторые из них запрещены по закону Торы, а некоторые – по постановлению мудрецов.

Основные работы – это те работы, которые использовались при строительстве Мишкана и изготовлении инструментов, необходимых для служения в нем.

Примеры основных работ: варка, размалывание, шитье и так далее.

 

20. Трапезы шаббата

Заповедь требует устроить в шаббат три трапезы. Первую трапезу устраивают в шаббат ночью, вторую – утром, до полудня. Третью трапезу устраивают в шаббат после полудня.

Это – праздничные трапезы, и их вкушают, как правило, в семейной атмосфере. Во время этих трапез принято петь особые гимны в честь шаббата и произносить слова Торы. Каждая трапеза начинается с того, что режут два целых хлеба.

Кидуш и Авдала

В начале первой трапезы делают Кидуш, Освящение шаббата. Хозяин произносит несколько стихов из Торы, благословляет и благодарит Вс-вышнего за то, что Он даровал нам шаббат. После этого он пьет вино из кубка. Остальные участники трапезы тоже пробуют вино из этого кубка. Так принято делать и в начале второй трапезы (несмотря на то, что Кидуш перед этой трапезой согласно букве Закона делать не обязательно, в отличие от Кидуша перед первой трапезой).

На исходе шаббата, во время Авдалы, снова благодарят Вс-вышнего за то, что Он даровал нам шаббат. Благословляют Вс-вышнего, добавляют несколько стихов из Торы и произносят благословения на благовония и на огонь.

Во время Авдалы хозяин, как и во время Кидуша, держит в руке бокал вина.

 

21. Молитвы шаббата

Перед вечерней молитвой шаббата читают дополнительную молитву: Каббалат шаббат, «Встреча субботы». Каббалат шаббат состоит из нескольких глав Теилим и гимна, называемого «Леха Доди».

В шаббат в каждую молитву входит особая молитва Амида, отличающаяся от будничной. Первые три и последние три благословения молитвы Амида в шаббат такие же, как в будни, а все средние благословения заменяют одним благословением, тема которого – святость шаббата. В каждой из молитв мы обращает особое внимание на какой-то один аспект отличия шаббата от будней.

В шаббат читают по свитку Торы недельный раздел Торы, затем читают небольшой отрывок из Пророков, связанный с недельным разделом, а затем произносят дополнительную молитву Мусаф.

 

22. Йом-Тов и Холь а-Моэд

В эти дни тоже запрещено делать работу. Однако они отличаются в этом от шаббата: некоторые работы, разрешенные в эти дни, запрещены в шаббат.

В Йом-Тов разрешено готовить «еду для человека». В Холь а-Моэд разрешено не только готовить еду, но и совершать «неотложные работы», которые нельзя сделать после праздника, работы, необходимые для праздника, и некоторые другие.

В Йом-Тов молитвы и трапезы организованы по тому же принципу, что и в шаббат, однако проводятся более радостно.

Вот какие дни называются Йом-Тов:

1 Тишрея – Рош а-Шана.

2 Тишрея – Рош а-Шана, согласно постановлению мудрецов.

10 Тишрея – Йом-Киппур. С ним связаны дополнительные запреты, он немного отличается от других Йом-Товов.

15 Тишрея – Первый Йом-Тов праздника Суккот.

16 Тишрея – Йом-Тов по постановлению мудрецов; празднуется только за пределами Земли Израиля.

22 Тишрея – Шмини-Ацерет.

23 Тишрея - Йом-Тов по постановлению мудрецов; празднуется только за пределами Земли Израиля.

15 Нисана – Первый Йом-Тов праздника Песах.

16 Нисана – Йом-Тов по постановлению мудрецов; празднуется только за пределами Земли Израиля.

21 Нисана – Йом-Тов Седьмого дня Песаха.

22 Нисана – Йом-Тов по постановлению мудрецов; празднуется только за пределами Земли Израиля.

6 Сивана – Шавуот, праздник дарования Торы.

7 Сивана – Йом-Тов по постановлению мудрецов; празднуется только за пределами Земли Израиля.

Дни между первым Йом-Товом праздника Суккот и Шмини-Ацерет, а также дни между первым и седьмым днями Песаха, - это дни холь а-моэд.

 

23. Рош а-Шана

В этот день «все пришедшие в мир», то есть все люди, предстоят в Суде перед Властелином мира.

Мы читаем специальные молитвы, трубим в шофар, провозглашаем, что принимаем на себя иго Царства Небес, и молимся, чтобы Б-г оправдал нас в Суде.

В этот день мы тоже с радостью вкушаем праздничную трапезу, уверенные, что Вс-вышний запишет нас в Свою книгу к добру.

 

24. Десять дней раскаяния

Первые десять дней Тишрея, от Рош а-Шана до Йом-Киппура (который празднуют 10 Тишрея), называются Десятью днями раскаяния. В эти дни каждый еврей призван исследовать все свои поступки и раскаяться.

В эти дни к молитвам добавляют «Слихот» (на самом деле, их начинают читать еще до Рош а-Шана).

 

Йом-Киппур

В Йом-Киппур запрещено делать работу, как в шаббат – более строго, чем в Йом-Тов. Кроме того, в этот день запрещено есть, пить, мыться, надевать кожаную обувь, и действуют еще некоторые запреты.

Это день раскаяния, когда Б-г прощает тех, кто раскаялся. Это – вершина Десяти дней раскаяния. Самый возвышенный день.

Весь день стоят в синагоге и читают специальные молитвы этого дня. Примеры таких особых молитв – «Коль Нидрей» в начале Йом-Киппура и «Неила» в конце.

Когда существовал Храм, в этот день там происходило особое служение. Его совершал непременно Первосвященник.

 

25. Суккот

Суккот празднуют в память об Облаках Славы Б-га, которые окружали сыновей Израиля в пустыне. Этот праздник отличают две главные особые заповеди: «Сукка» и «Четыре вида растений».

Сукка – это временное строение, крыша которого сделана из материала растительного происхождения, причем этот материал должен быть только «заготовкой для изделия», но не самим «изделием». Едят и спят в Сукке (если на улице не слишком холодно).

Каждый день поднимают «Четыре вида растений» (этрог – плод определенного цитрусового дерева, лулав – нераскрывшийся лист финиковой пальмы, три ветви мирта и две ветви ивы), и желательно делать это утром.

В этот праздник в синагоге читают Тору, а также произносят особые молитвы: Галлель, Мусаф и Ошанот (это – особые гимны, в которых мы призываем Б-га спасти нас). Во время произнесения Ошанот обходят возвышение для чтения Торы.

Седьмой день праздника Суккот называется Ошана Рабба, поскольку в этот день читают особенно много Ошанот.

 

Шмини-Ацерет

В Земле Израиля этот день посвящен радости Торы («Симхат-Тора»), поскольку в этот день в синагоге читают последний раздел Торы «Ве-зот а-Браха», завершая годовой цикл чтения Торы, и начинают читать ее заново, с раздела «Берешит».

После вечерней и после утренней молитвы достают из Ковчега все свитки Торы и танцуют с ними вокруг возвышения для чтения Торы. Чтение Торы в этот день организовано по-особому. К Торе вызывают каждого молящегося, включая детей, не достигших возраста бар-мицвы. Завершают чтение последнего раздела Торы и начинают чтение свитка Торы сначала.

В этот день особенно много радуются.

Вне Земли Израиля все это празднество устраивается во «второй Йом-Тов стран Рассеяния».

 

26. Песах

Праздник Песах празднуют в память об Исходе из Египта.

Евреи вышли из Египта 15-го Нисана, и этот день – первый Йом-Тов праздника Песах. 21-го Нисана было рассечено Красное море – и в этот день празднуется Йом-Тов Седьмого дня Песаха.

В Песах запрещено есть заквашенный хлеб – хамец. И также запрещено, чтобы этот хамец был у нас дома. Вместо хлеба едят мацот. В ночь Пасхального Седера все обязаны есть мацот.

Ночью перед Песахом проверяют дом, чтобы там не осталось хамца, а наутро весь хамец уничтожают.

Молитвы в Песах такие же, как и в остальные праздники: чтение Торы, Галлель, Мусаф и вставка Яале ве-Яво.

Ночь Седера

Это – первая ночь Песаха.

Вкушают особую праздничную трапезу в кругу семьи или большой компанией. Перед трапезой и после нее читают «Пасхальную Агаду», подробно рассказывают об Исходе из Египта, читают Галлель, и завершают гимнами и молитвами о приходе Машиаха.

В ночь Седера исполняют несколько особых заповедей. Перечислим некоторые из них:

Выпивают четыре бокала вина. Едят мацу и марор (во время, когда существовал Храм, ели и Пасхальную жертву). Едят, облокотившись на левую сторону.

За пределами Земли Израиля на вторую ночь праздника организуют еще один Седер.

 

27. Шавуот

Этот праздник отмечается через 50 дней после Песаха – этот день выпадает на 6-е Сивана. Этот праздник отмечается в память о даровании Торы и Синайском Откровении. Читают те же молитвы, что и в любой Йом-Тов.

Принято есть молочные кушанья, не спать всю ночь и заниматься Торой. В утренней молитве читают Свиток Рут.

Счет Омера, Лаг ба-Омер

Дни между Песахом и Шавуотом называются «днями счета Омера». Каждый день, после вечерней молитвы, считают дни, прошедшие после принесения жертвы Омер в первый день Песаха: «Сегодня – первый день после Омера», «Сегодня – третий день после Омера», и так далее.

Омер – это жертва, которую приносят из ячменной муки. Когда существовал Храм, ее приносили в первый день праздника Песах.

Этот счет мы ведем как подготовку к празднику Дарования Торы.

Поскольку в эти дни умерли ученики раби Акивы, эти дни стали немного печальными.

Тридцать третий день счета Омера (по еврейскому счету ламед-гимел, или Лаг) называется Лаг ба-Омер. В этот день принято немного больше радоваться. В этот день ученики раби Акивы перестали умирать, и этот же день – годовщина смерти раби Шимона бар Йохая.

В ночь Лаг ба-Омера принято жечь костры.

 

28. Три праздника паломничества

Песах, Шавуот и Суккот называются «тремя праздниками паломничества».

Дело в том, что во времена, когда существовал Храм, евреи были обязаны трижды в год в эти дни совершить паломничество в Иерусалим, в Храм.

Шмини-Ацерет считается отдельным праздником (а не частью праздника Суккот), и это – тоже «праздник паломничества».

Праздники по закону Торы и праздники по установлению мудрецов

Три праздника паломничества, а также Рош а-Шана и Йом-Киппур, - это праздники, установленные Торой.

Мудрецы Талмуда добавили к ним два других праздника: Хануку и Пурим.

В праздники, установленные мудрецами, нет запрета делать работу.

 

29. Пурим

Пурим празднуют 14-го Адара, а в городах, которые были окружены стеной во времена Йеошуа бин Нуна (таких, как Иерусалим), Пурим празднуют 15-го Адара.

Этот праздник установлен в память о победе евреев над их врагами во времена Мордехая и Эстер, когда евреи жили в царстве Ахашвероша.

В этот праздник исполняются четыре основные заповеди: чтение Свитка Эстер, подарки бедным, пиршество и радость, посылание угощения (мишлоах манот) друг другу.

В молитве «Шмонэ Эсрэ» и в Благословении после еды читают особую вставку: «Аль а-нисим», «За чудеса...».

В Пурим принято надевать маскарадные костюмы. Принято также пить много вина – больше, чем обычно: «До тех пор, пока не перестанет различать...».

Пурим принято считать праздником, в который больше всего радуются, шутят и веселятся.

 

Ханука

Ханука начинается 25-го Кислева и длится восемь дней.

Праздник установлен в память о победе Матитьягу Хашмонаи и его сыновей над греками во времена царя Антиоха и в память о чуде с горшочком масла (которого хватило на 8 дней вместо одного).

Каждый вечер зажигают Ханукию, в порядке «от меньшего количества свечей к большему»: в первый вечер зажигают одну свечу, во второй две, и так далее. К утренней молитве добавляют Галлель, а в молитве «Шмонэ Эсрэ» и в Благословении после еды читают особую вставку: «Аль а-нисим», «За чудеса...».

Принято есть кушанья, жаренные в масле, и молочные кушанья. Принято играть в волчок, севивон.

 

30. Посты.

Кроме Йом-Киппур, то есть поста, установленного законом Торы, есть еще пять постов, установленных мудрецами.

Четыре из них установлены в память о трагических событиях, связанных с разрушением Храма:

Десятое Тевета – в этот день началась осада Иерусалима. 17 Таммуза – в этот день была пробита стена Иерусалима. 9 Ава – в этот день был разрушен Храм. 3 Тишрея – в этот день был убит Гедалья бен Ахикам, который имел полномочия руководителя евреев, оставшихся в Земле Израиля после разрушения Храма.

Кроме того, евреи постятся 13-го Адара. Этот пост называется «Пост Эстер», и его соблюдают в память о том, как евреи постились, прежде чем выступить на защиту своих жизней во времена Ахашвероша.

Некоторые особо строгие законы поста действуют только 9 Ава и в Йом-Киппур, например: все остальные посты начинаются с утра, а эти два поста – с вечера.

 

31. Год шмиты

Каждый седьмой год называется годом шмиты. В этот год запрещены сельскохозяйственные работы (за некоторыми исключениями). Год шмиты соблюдается только в Земле Израиля.

Перевод Александра Кутукова

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев