Награда и наказание. Часть 1

р. Арье Каплан, светлой памяти


Одной из основ нашей веры является вера во Вс-вышнего и в то, что Он, в конечном счете, наказывает зло и вознаграждает добро. Тора гласит: «Твердыня Он, совершенно деяние Его, ибо все пути Его — праведны; Вс-сильный верен, и нет /у Него/ несправедливости, праведен и справедлив Он» (Дварим 34:4).
Однако, наш мир (Олам Ѓазе) предназначен быть средой, пригодной для выполнения задач, связанных с развитием, и поэтому содержит в себе зло и не может быть местом, в котором реализуется вознаграждение. Для вознаграждения Вс-вышний создал новое измерение, Мир Грядущий (Олам Ѓаба), удаленный от нашего мира настолько, что может быть местом с полностью положительными характеристиками, а потому пригодным для вознаграждения.
Таким образом, настоящий мир, по существу, коридор, а точнее место комплектации, в котором человек составляет свою будущую награду по кирпичикам (зарабатывая их добрыми делами). Грядущий мир — место конечной награды.
Но хотя главная награда будет получена не в этом мире, Б-г часто дает некоторую компенсацию прямо здесь, чтобы поощрить праведников, показывая, что добро вознаграждается. Царь Давид молился о таком поощрении: «Дай мне доброе знамение; увидят мои ненавистники и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня» (86:17). Точно так же Б-г наказывает нечестивых уже в этом мире, предупреждая их дальнейшие проступки, а также отвращая деяния тех, кто испытывает соблазн последовать за негодяями.
Часто Б-г вознаграждает человека тем, что как бы ставит его в положение Делающего Добрые Дела. Вс-вышний дает ему возможность делать больше добра. Иногда это достигается за счет увеличения его материального благополучия, и если человек правильно использует материальные дары, они могут быть еще увеличены, пока он не заработает награду не только для этого мира, но и для следующего...
Все, что получают праведники в качестве награды в этом мире, дается им в качестве процентов от награды Будущего Мира и, ни коим образом, не уменьшает будущую награду.
Но ни один из смертных не может определить, получит ли он свою награду в нашем или в Будущем мире, так как это решение полностью в руках Б-га. Точно так же нельзя попросить у Него награды, основываясь на «принципах справедливости», т.к. Он не обязан вознаграждать человека за то, что тот выполняет свой долг. Все наши добрые дела вознаграждаются в достаточной мере уже тем, что Б-г дает нам жизнь и каждый день приводит на небосвод солнце, чтобы светило нам.

Важно понимать и помнить еще одну вещь: конечная награда за благие дела бесконечна, в то время как наказание временно и конечно. Из-за этого несоответствия человеку почти никогда не удается полностью отменить наказание (даже множеством очень больших и добрых дел), если в нем нет полного раскаяния. Скорее Б-г сначала наказывает за то зло, что человек совершил, а уже затем вознаграждает за добро.
Таким образом, мы делаем вывод, что Вс-вышнего нельзя подкупить добрыми делами, чтобы уменьшить назначенное наказание. Тем не менее, хорошие поступки человека могут задержать исполнение приговора с тем, чтобы дать ему шанс раскаяться или уменьшить его страдания, если он уже раскаялся.
И наоборот, злодеяния не отменяют содеянного добра. И хотя человек может быть очень злым, он по-прежнему вознаграждается за любой хороший поступок. Только в одном случае награда за добро утрачивается, если, сделав что-то доброе, человек об этом сожалеет. Как сказано: «Но когда праведник отступит от праведности своей и станет совершать несправедливость.., все благие дела, которые он совершил, не будут вспомянуты; за вероломство его, с которым предал, и за грех его, с которым согрешил, - за них умрет» (Йехезкель 18:24).
Так же, как Б-г создал самоподдерживающуюся систему физических законов, так Он создал и самоподдерживающуюся систему духовных законов. Он сотворил этот мир, чтобы человеку в нем было хорошо не в награду за его действия, а в результате его действий. То же самое можно сказать про зло, которое настигает человека. Как сказано: «Правда хранит идущего непорочным путем, а нечестие губит грешника» (Мишлей 13:6)… Б-г вообще любит награждать результатом равноценным, но противоположным по знаку. Так, человек, стремящийся к почету, прозябает в унижении, а тот, кто бежал от признания, почитаем своими современниками.

Приводится по сайту aish.com

с небольшими сокращениями 

Перевод с английского А.В.Фельдман

ВЕСТНИК "ГОЛОС ЯАКОВА" №434 от16.10.15

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев