Все скорбящие о Иерусалиме удостоятся увидеть его в радости

Все скорбящие о Иерусалиме удостоятся увидеть его в радости

Рав Реувен Куклин

Сказал мудрый царь Шломо (Мишлей, 14, 10): «Сердце знает горечь души, и к радости его не примешается чужой». Комментирует Виленский Гаон: «В будущем придут все органы к сердцу и скажут: "Ведь мы все – один человек, так почему же радость твоя больше нашей?" И ответит сердце: "Кто из вас был с человеком в его страданиях, как я? Поэтому и радость моя больше вашей"».
Объясним слова Гаона следующим примером: один молодой человек был очень занят подготовкой к своей свадьбе и обратился к отцу с просьбой разгрузить его немного, взяв на себя приглашение друзей. Он послал ему список, порядка двухсот имен знакомых. В день свадьбы жених вошел в свадебный зал, ожидая увидеть всех своих знакомых и друзей, но к огромному изумлению обнаружил не более тридцати человек, включая членов семьи.
 – Папа, ты не выполнил мою просьбу?!
                 – Конечно, выполнил!
                 – Тогда почему здесь так мало народа? Где все мои друзья?!
                 – Я хотел выполнить твою просьбу как можно лучше. Ты ведь просил пригласить твоих друзей, а прислал мне список твоих знакомых. Я подумал, как узнать, кто из этого списка твои истинные друзья? Мне пришла в голову идея обзвонить их и сказать каждому: «Мой сын оказался в трудном положении, мы хотим встретиться все вместе и задуматься, как можно помочь ему выйти из затруднительного положения». На праздники и веселые вечеринки приходят многие, не только друзья, но и едва знакомые.  Но в час беды приходят только хорошие друзья, готовые протянуть руку помощи. Теперь ты можешь быть уверен – те, кто пришли сегодня в этот зал, и есть твои истинные друзья. 
Из-за того, что сердце было с нефеш – душой (то есть с самим человеком, так как нефеш – это суть человека) – в трудные времена и болело его болью, сочувствовало его бедам, показывает о близости сердца к душе, и по этой причине теперь, когда человек счастлив, оно может по-настоящему вкусить его радость.
Отсюда мы можем понять величие, как не странно, дней, когда Всевышний как бы отворачивается от человека и не показывает ему Своей милости – в эти дни у человека есть возможность показать силу своей любви к Нему, благословенному. Пишет Рамхаль (Месилат Йешарим, 19) о людях, которые любят Господа истинной любовью: «И чем выше перед ними препятствия, чем больше требуется усилий для их преодоления, тем больше укрепляются их сердца, и тем больше это приносит им счастья возможностью показать силу своей веры. Это подобно полководцу, известному своим мужеством, который всегда выбирает труднейшее сражение, дабы победой доказать свою силу. Такое поведение естественно для каждого, кто любит другого, – его сердце радуется любой возможности показать любимому силу своей любви».
Однако есть в этом дополнительный аспект: помимо проявления любви, которую человек испытывает к другому, – сочувствуя и участвуя в бедах другого, человек «подключается» к нему и чувствует себя его частью, а это рождает и укрепляет любовь, даже если прежде между ними не было теплых отношений. Сказано в мидраше «Дерех Эрец»: «если хочешь полюбить товарища, учувствуй во всём, что приносит ему благо».
Пророк Йешаяу (66, 10) говорит: «Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем!» Из это отрывка наши мудрецы в трактате Таанит (30, б) выводят, что «все, скорбящие об Иерусалиме (Храме), удостоятся увидеть его радость, а тот, кто не скорбел о нем, не будет испытывать радости при его возрождении» – в силу того, что скорбел человек о разрушении и унижении Иерусалима, связалось его сердце с ним и поселилась в сердце любовь к этому святому городу, поэтому, когда придет время радости для Святого Города, человек сможет почувствовать его радость, как раньше чувствовал его боль.
 
 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев