Омер - Ученики рабби Акивы

Раввин Йехонасан Гефен

Омер охарактеризован периодом трагической смерти 24,000 студентов Рабби Акивы. Гемара объясняет, что они были наказаны за то, что не проявляли друг к другу достаточного почёта 1. Однако Мидраш предлагает другое объяснение. Он утверждает, что ученики погибли из-за того, что не хотели делиться Торой с другими. Как могут эти два, казалось бы противоречивых маамарей (высказываний мудрецов), быть решены?

На самом деле возможно, что оба недостатка выходят из одной причины: они оба произошли в результате отсутствия должного почёта к Торе2. Корень их неспособности проявлять достаточный почёт к своим товарищам по учёбе в некотором роде тоже было отсутствием понимания ценности Торы, и почёт должен был быть проявлен и к тем, кто её изучает.

Вам может показаться, что критика Мидраша в том, что ученики не делили Тору с другими, что также исходит из непризнания важности Торы. Мы учим это из следующей Гемары, объясненной Мааралем. В недельной главе Шелах Тора, описывая идолов, говорится «он опозорил слово Вс-вышнего». Гемара в Санедрин приписывает это уничижающее достоинство описание к ряду других негативных форм поведения, таких как отрицание того, что Тора от Вс-вышнего. Гемара добавляет: «Рабби Меир говорит: тот, кто учит Тору, но не преподаёт её, такнже включён в категорию «он опозорил слово Вс-вышнего3». Очень сложно понять, почему изучение и обучение могут быть помещены в одну и ту же категорию, как по-настоящему страшные грехи, такие как отрицание того, что Тора от Вс-вышнего4! Маараль объясняет, что Кавод аТора (уважение к Торе) значительно увеличивается, когда люди распространяют слово Вс-вышнего дргим. Тот, кто этого не делает, мешает другим изучать Тору. Таким образом, он позорит слово Вс-вышнего, потому что его бездействие не укрепляет Кавод аТора 5. Мы видим из Маараля, что неспособность учить других указывает на отсутствие должного почтения к Торе6.

Исходя из этого понимания, кажется, что Гемара и Мидраш не спорят - оба согласны в том, что ученикам раби Акивы немного не хватало соответствующего признания Торы. Последствия этих грехов были столь значительны, что все эти великие люди умерли и, как следствие, говорит нам Гемара, мир опустел, остался без Торы. Казалось, что это наказание было «мерой за меру» за их неспособность распространять Тору другим - поскольку они не преподавали её, их наказание было ещё и в том, что продолжение изучения Торы оказалось под большой угрозой.

Это не единственный пример, где мы видим, что отсутствие преподавания Торы стало причиной большого запустения в её изучении. Гемара в Авода Зара описывает первые две тысячи существования мира как годы запустения (тоху). Этот период закончился, когда Авраам Авийну начал преподавать Тору в мире. В то время начался «период Торы». Рав Моше Файнштейн З’Л отмечает, что были люди, которые учили Тору до Авраама Авийну, и, соответственно, он спрашивает, как можно называть такой период духовным опустошением? Он объясняет, что поскольку эти люди не собирались учить других, Торе было невозможно распространиться по всему миру. Таким образом, даже при том, что были люди, изучающие Тору, это было время духовного упадка. И продолжалось оно до того момента, как Авраам начал учить весь мир.

Мы увидели, как неуважение к Торе и к её распространению привело к ужасной трагедии, смерти 24,000 мудрейших учеников. Немного удивительно, что Тикун (исправление) этого греха заключался в том, что новые ученики должны были распространять Тору. Соответственно, Мидраш сообщает нам наставления Рабби Акивы новым студентам. Он сказал им: «не будьте как первые ученики». Мидраш продолжает, что когда они это услышали, «они немедленно встали и заполнили весь Эрец Исраэль Торой».

На основании всего вышеизложенного, у нас появился новый взгляд на причины гибели 24,000 учеников перед Лаг ба-Омер. Некоторые комментарии говорят, что мы не оплакиваем гибель людей больше 12 месяцев, независимо от того, какие они великие. В Омер мы оплакиваем не смерть учеников, а разрушительные потери, которые понесло изучение и распространение Торы. Сохраняя траур по этой потере, мы надеемся увеличить нашу признательность к Торе и к необходимости её распространения среди всех Евреев.

______________________________________

 

1 Йевамос, 62б.
2 Конечно, не стоит забывать, что ученики рабби Акивы были на очень высоком уровне, и их фактические недостатки были очень малы. Тем не менее, они были осуждены очень строго. Однако, как это часто бывает, мудрецы увеличили свои грехи, чтобы мы могли понять их на нашем уровне.
3 Санедрин, 99а.
4 См. Гемара за другие грехи включает в себя уничижительный пасук.
5 В Еврейской мысли пассивность для не делание хорошего считается за плохое.
6 Маараль, Киддушей Аггадот, Санедрин, 99а. Также см. Маараль в несив аТора.

 

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев