Что мы можем исправить в предверии Йом Киппура?

Что мы можем исправить в предверии Йом Киппура?

Рабби Зелиг Плискин (из книги «Терпение»)

...Когда мы оказались в ситуации, в которой вызываем чье-то крайнее нетерпение, нам стоит поблагодарить за это Б-га. Потому что Он, таким образом, дает нам бесценный опыт, способный повлиять на наше сознание и поведение. Теперь «на собственной шкуре» мы испытываем то, что испытывают другие, когда по отношению к ним мы проявляем свое нетерпение.

Не кажется ли нам пределом страданий то, что приходится переживать, общаясь с нетерпеливым чиновником?

И разве нас не раздражает, когда кто-то в ответ на нашу просьбу о разъяснении инструкции или регистрации жалобы слишком нетерпелив, чтобы нас выслушать?

Разве не напрягает, когда вы действуете так быстро, как только можете, а кто-то при этом покрикивает: «Ну давай! Поторапливайся уже! Быстрее! Сколько можно копаться!!!»

 

Рабби Абрахам Дж. Тверский. РАСТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Что собой представляет Тшува (то есть полное Покаяние)? Тот, Кто знает все сокрытое, будет свидетельствовать (о раскаявшемся), что он никогда больше не повторит этот грех (Маймонид, Законы Тшувы 2:2).

«Как это может быть? - спрашивают комментаторы. - Ведь у человека всегда есть свободный выбор, - творить добро или зло, грешить или не грешить... Как Б-г может свидетельствовать, что человек никогда не будет повторять конкретный грех? Разве это не будет отказом человека от его собственной свободной воли?»

Ответ на этот вопрос пришел ко мне на встрече анонимных алкоголиков. С речью выступил человек, который не пьет уже двадцать один год.  Он сказал: «Человек, которым я был, пил. Человек, которым я должен был стать в будущем, был пьющим. Но теперь я другой человек!»

Грех не происходит в вакууме. Человек, боящийся Б-га, не может принять резкое решение поесть трефного. Грех происходит, когда человек находится в таком состоянии, что данное конкретное действие не отторгается его душой.

Следовательно, покаяние не является полным, если человек просто пожалеет, что сделал что-то неправильно. Надо спросить себя: «Как же этот грех я мог когда-либо допустить? В каком состоянии я был, что позволил себе совершить это?»

Истинное покаяние, таким образом, заключается в изменении своего характера до такого состояния, находясь в котором, человек, уже не может рассматривать даже теоретическую возможность совершения запрещенного действия. Конечно, характер человека может ухудшиться — и если это произойдет, он согрешит.

Б-г не свидетельствует о том, что человек никогда не будет повторять грех. Б-г свидетельствует, что степень его покаяния и исправления дефектов характера таковы, что, до тех пор, пока он будет сохранять свой новый статус, он не будет совершать этот грех.

Сегодня я должен… попытаться понять, как я дошел до такого состояния, что оказался способен совершить то, о чем глубоко сожалею. Что мне необходимо сделать, чтобы привести себя в состояние, в котором такие действия будут мне чужды?!

См. дополнительные книги раввина Авраама Тверского на Artscroll.com.

 

Рабби Нахум Браверман. Книга Ионы.

Я всегда любил историю про Иону и кита. Почему мы читаем ее во время синагогальной службы во второй половине дня Йом Кипур?

Вкратце напомним: Б-г говорит Ионе идти в Нинве, чтобы пророчествовать. Йона должен сообщить тамошним жителям, что у них для исправления себя осталось не более 40 дней. Исправятся — будут спасены. Нет — Б-г уничтожит город вместе с жителями. Вместо того, чтобы идти пророчествовать, Иона отправляется в Яффо, садится на корабль, и на всех парусах отплывает в Фарсис. Поднимается сильный шторм. Испугавшись, Иона идет спать в трюм корабля. Моряки выясняют, что именно Иона — причина шторма. Они бросают его за борт, и море немедленно успокаивается.

Большая рыба проглатывает Иону. Сидя в ее утробе, он молится. Спустя три дня, Б-г повелевает рыбе выплюнуть проглоченного на сушу и говорит: «Давай, Йона, еще раз. Пойди к жителям Нинве и скажи им, что через 40 дней Я разрушу их город».

Безусловно, история Йоны — это метафора. Постараемся пояснить. Иона — символ человеческой души. Душа призвана освятить этот мир, сделать его ближе к Богу.

Но мы соблазняемся красотой этого мира. (Яффо на иврите - «красота»). Корабль — тело, брошенное в море материального мира; буря — это наша жизнь с ее болями и бедами.

Б-г, «отправляя нас в Нинве», надеется на то, что мы не только «предупредим тамошних жителей об опасности», но и сами вдохновимся идеей Тшувы и проанализируем нашу жизнь, постаравшись понять, что в ней правильно, а что нет. Но Иона вначале, увы, уходит от этой задачи, прячется в трюме и засыпает. Мы поступаем так же — ложимся спать (или отправляемся в бар выпить пива, или включаем телевизор, или еще что-нибудь в том же роде...). Матросы бросают Иону за борт - это верная смерть. Рыба, которая глотает Иону, ее утроба — это могила. Иона выплевывается обратно на землю — реинкарнация. И Вс-могущий велит нам попробовать еще раз: «Иди освятить мир и приблизить его к Б-гу».

Каждый из нас рождается с возможностями и запланированными свыше испытаниями. Каждый снабжен определенными способностями. Это уникальные подарки Вс-вышнего, которые вручены нам для решения уникальных проблем, существующих в этом мире. Более того, Творец заложил в нас возможность совершенствоваться, развиваться и, тем самым, усиливать вверенные нам инструменты, необходимые для исправления мира. Если мы оставим задачу незавершенной в первый раз, получим второй шанс.

История Ионы учит нас, что покаяние может изменить суровый приговор. Если жителям Нинве Вс-вышний дал возможность исправить свои ошибки и сделать Тшуву, то, тем более, эту возможность Он дает и нам.

Так давайте не будем упускать момент, постараемся исправить наши прошлые ошибки, сделаем Тшуву и будем жить в наступившем году правильно!

Обзор и перевод статей, опубликованных на сайте Аish.com А.В.Фельдман

По материалам вестника "Огалей Яаков" № 346

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев