МЕСЯЦ ИЯР - Песах Шени

МЕСЯЦ ИЯР - Песах Шени

р. Давид Лагунов


Месяц Ийар имеет особое значение. Кроме всем известного праздника Лаг Ба-Омер, в нем есть еще один, возможно, менее известный, но все-таки очень значительный день — Песах Шейни. Он всегда приходится на 14 Ийара, то есть отмечается точно через месяц после первого Песаха. 
Во времена Бейс ѓа-Микдаш (Храма) эта заповедь была очень актуальна. Как сказано в Торе (Бемидбар 9:9-11): «И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: «...всякий, кто будет нечист, ибо прикоснулся к мертвому, или в дальнем пути, из вас, или из потомков ваших, … и намерен принести пасхальную жертву Б-гу, во второй месяц четырнадцатого дня в сумерки пусть принесут ее, с опресноками и горькой зеленью пусть едят ее». Тора приводит законы, касающиеся Песах Шейни, дня, когда все, кто пропустил Корбан Песах (Пасхальную жертву) в надлежащее время не по своей вине, получают возможность совершить это приношение, и выполнить эту особенную заповедь. Но как мы отмечаем этот день сегодня? 
Остановимся на нескольких важных моментах. 
В Песах Шейни принято быть более радостным, поскольку он имеет статус Йом-Това.
Поговорим о чтении Таханун. Шульхан Арух не включает Песах Шейни в перечень дней, в которые эта молитва не произносится. Арух ѓaШульхан спрашивает, на каком основании можно говорить Таханун в Песах Шейни, если это Йом Тов?При Мегадим (Раби Йосеф бар Меир Теомим) отвечает, что мы не читаем Таханун только тогда, когда это Йом-Тов для всего еврейского народа, но Песах Шейни — Йом-Тов только для малой части евреев, то есть тех, кто не мог отпраздновать в первый раз. 
Однако многие Ѓалахические авторитеты говорят, что мы не должны читать Таханун в Песах Шейни и даже в Минху предыдущего дня.
Многие общины имеют обычай есть мацу на Песах Шейни. 
Но тут все не так просто. Хатам Софер (один из ведущих ѓалахических авторитетов) считает, что мицва есть мацу в
этот день может выполняться только вместе с Корбан Песах (принесением пасхальной жертвы) и горькой зеленью марор, а так как сегодня нет Корбан Песах, мы не должны есть мацу, поскольку она только тафель — дополнение к Пасхальной жертве. Если человек в Песах Шейни ограничивается тем, что только ест мацу, он может нарушить запрет Торы «Баль Тосиф» (нельзя добавлять мицвот к Торе). Многие литовские Раббоним не ели мацу на Песах Шейни, однако в хасидских общинах это широко распространенный обычай.
Подведем итог по этим двум пунктам: мы не произносим Таханун ни в Песах Шейни, ни во время Минхи накануне. Что касается мацы в этот день, есть два мнения — одни едят, другие нет. Пусть каждый придерживается своего обычая.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев