Кто воистину свободен?

Реувен Куклин 

Потому что они (слова Торы) – жизнь для того, кто нашел их, и исцеление для всей его плоти (Мишлей 4, 22)

На горе Синай Всевышний дал евреям скрижали Завета, на которых были написаны 10 речений. Тора отмечает, что текст речений был высечен на скрижалях, как написано (Шмот, 32, 16): «А писание, писание Б-жье, вырезано на скрижалях». Из того, что слово харут (вырезано) можно прочесть как херут (свобода), наши мудрецы учат, что тут кроется намек: только тот, кто занимается Торой, считается истинно свободным человеком. Прежде мы писали от имени наших мудрецов, что посредством изучения Торы человек становится свободным – свободным от своего дурного побуждения, от своих страстей и материальных желаний. Ибо самое тяжелое рабство – неспособность самого человека совладать со своими временными влечениями, даже зная, что поступает неверно и зачастую себе во вред. Изучая Тору, человек учится контролировать свои желания и направлять их в правильное русло. Об этом же говорят мудрецы в продолжение этих слов: «И тот, кто занимается Торой постоянно – возвышается», то есть приподнимается над своими желаниями и контролирует их.
Подобное сказали наши мудрецы в трактате «Кидушин» (30, б): «Святой, Благословен Он, сказал Израилю: дети мои, Я сотворил дурное побуждение, и Я сотворил Тору, лекарство от него, и если вы будете заниматься Торой – не будете преданы в его руки, а будете властвовать над ним».
Человек, занимающийся Торой, неподвластен дурному побуждению, потому что он всегда углублен в нее, пытаясь правильно понять, чего хочет от него Всевышний во всяком действии, им совершаемом, и привыкает руководствоваться в своих поступках волей Творца.
Есть этому явлению и духовное объяснение.  Усилия, приложенные к тому, чтобы понять святые слова Торы, помещают эти слова в глубину сердца человека, и он освящается этим настолько, что может возвыситься над материей.
Вышеупомянутое поможет нам понять, почему намек на свободу содержится именно в слове «харут» (выгравировано) - слова Б-жественной Торы в процессе постижения их путем упорной учебы как «высекаются» на сердце человека, становясь частью его, превращая таким образом его материальное сердце в духовную сущность.
И в заслугу того, что человек впитывает Тору телом, удостаивается он подняться над всеми порядками материального мира, как сказал раби Нехунья бен Акна (Пиркей Авот 3, 5): «Всякий, кто принимает на себя ярмо Торы, снимают с него ярмо земной власти и ярмо земных забот». Маараль объясняет: «Из-за того, что изучающий Тору поднимается над материальным миром, его разум превосходит материальный мир, и поэтому он свободен от естественных материальных забот и от власти земной, ибо они – категории этого мира, а изучающий Тору выходит из категорий этого мира. Поэтому сказано, что снимают с него ярмо властей и заработка, хоть не может человек жить без заработка, и нужно ему заработать, чтобы изучать Тору, но в любом случае – нет на нем ярма земных хлопот, поскольку заработок приходит к нему с легкостью. Принимающий на себя ярмо Торы – всецело со Всевышним и возвышается над этим миром».
По этой причине сказали наши мудрецы (Эрувин 54, а), что человек должен изучать Тору именно вслух, ибо тогда все его тело участвует в изучении Торы, и от этого оно возвышается и освящается (как объясняет рав Авигдор Миллер в своей книге (Леан, 765).
 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев