Еще раз про Новый год деревьев

Еще раз про Новый год деревьев

Рав Акива Йосович


Про Ту би-Шват в наших книгах написано очень мало. Мало источников, из которых было бы видно, как этот день отмечался. На самом деле, только в последнее время 15-е Швата начали отмечать как национальный праздник Израиля — в израильских школах и садиках сажают деревья... Хотя идея посадки деревьев 15-го Швата не очень хорошая. То есть, конечно, каждое посаженное в Израиле дерево — для страны плюс. Но нужно учитывать, что плоды молодого дерева запрещены в пищу три года. И самое подходящее время для посадки — месяц Элул, предшествующий Тишрею, с наступлением которого приходит Рош ѓаШана. Тогда семечку, пролежавшему в земле всего две-три недели, - ведь оно посажено в самом конце уходящего года, - этот короткий срок засчитывается как год, что обеспечивает минимальное время «потери».
Но вернемся к тому, с чего начали: что же это за праздник 15-е Швата и почему он называется «Новый Год Плодовых Деревьев»?
Даже в Талмуде мы не найдем много идей по этому поводу. Комментируя Шульхан Арух (свод ѓалахических законов), Виленский Гаон отмечает, что в этот день мы не читаем Таханун (Покаянную молитву), т.к. он праздничный, - и точно так же мы не читаем Таханун во все остальные Новые года (1 Нисана, весна — Новый год для исчисления года правления царей Израиля; 1 Элула, лето — Новый год для отделения десятины от скота, а точнее, от всех «чистых» видов животных, которые родились во владении человека в течение года; 1 Тишрея, осень — Новый год для исчисления лет и Суда над людьми; 15 Швата, зима — Новый год плодовых деревьев). 15-е Швата более заметен, т.к. остальные Новогодние дни попадают на Новомесячья, когда в любом случае не читается Таханун. Этот же день в середине месяца приходится на полную Луну.
Праздники, которые нам заповедано отмечать Торой, связаны с урожаем, - Песах, Шавуот, Суккот. Песах — первый урожай пшеницы, первинки приносились в Храм… В Шавуот приносились два хлеба. Суккот — праздник радости, поскольку с полей, садов и виноградников убрано практически все, хранилища заполнены до отказа, и собранное будет кормить нас до урожая следующего года. Конечно, наши праздники имеют и духовную составляющую. Но в материальном мире как обойтись без материальной основы?
Но вот, приходит Ту би-Шват, а на дворе еще зима, и никакого урожая нет. Какой же это праздник? 
Даже если на секунду забыть про праздник и радость, то «Новый год для плодовых деревьев» это точка важного отсчета. Она связана с законом о том, что с момента посадки плодового дерева три года его плоды запрещены в пищу, и только по окончании третьего года становятся разрешены. Значит, для фруктового растения это конец одного цикла и начало другого, нового. И надо понять, суть этого перехода.
В Талмуде говорится, что 15-го Швата заканчивается накопление влаги и минералов, необходимых, чтобы растения росли и плодоносили будущим летом. Значит, потенциал уже есть, сформирован и заложен. Хотя его реализации пока не видно. Только летом, когда появятся фрукты, мы это увидим. И если задумаемся, почему они растут, почему созревают, получим ответ: потому что зимой Б-г дал дожди и дал деревьям возможность накопить все необходимое для жизни и роста, - Он к 15-му Швата уже обеспечил все, что нужно. 
Ту би-Шват — праздник, который нам дан, чтобы именно сейчас начать радоваться будущему урожаю. УЖЕ СЕЙЧАС, КОГДА ЕГО ЕЩЕ НЕТ! В летнее время, когда с деревьев снимают плоды, урожай виден, он в руках, он то, что мы имеем. И в связи с этим испытываем простую радость (в Суккот). Ту би-Шват — то, чего не видно, эта радость гораздо более сложная, более высокая, духовная. 
Для сравнения, посмотрите на будущий урожай зерновых, пшеницы, например. Он зависит от многих условий: какая выдастся весна, какие заморозки, будет ли преобладать холод или тепло, не случится ли засуха летом... Радость от того, что уродил хлеб, есть только в сезон сбора его урожая. Но что касается плодовых деревьев, мы должны уже сейчас, зимой, видеть наши будущие яблоки, груши, сливы… и как будто «считать» их. Хоть они еще скрыты, не видны. Мы уже сейчас, заранее, должны благодарить Вс-вышнего за то, что Он нам дает.
Кто-то спросит: «А если урожая не будет? Это что получится, пустая благодарность?» Нет, не пустая. Когда летом вырастут хорошие яблоки, сложно будет вспомнить, что они — благословение, которое дано было Вс-вышним полгода назад. И благодарить за это, радоваться этому, будет сложнее.
В книге «Кузари» рабби Йеѓуды Ѓалеви, построенной как диалог Хазарского царя и еврейского мудреца, содержится интереснейшая мысль, касающаяся нашей темы: есть понятие изобилия и разнообразия, и чтобы человек испытывал полную радость и благодарность, ему необходимы изобилие и разнообразие одновременно. 
Могу привести в качестве примера личный опыт, полученный когда-то мной и моими близкими. Девятнадцать лет назад, переехав в новый город, мы открыли магазинчик детских вещей у себя дома, выделив для этого небольшую комнату. Магазинов для детей в нашем городе тогда было мало, поэтому многие приходили посмотреть, что у нас есть. И вот какая выявилась закономерность: если в магазине мало вещей или маленький выбор — не покупают, уходят. 
Еще пример. В 1998 году лагерь «Эц Хаим» был расположен вблизи городка, название которого не помню… Рядом с лагерем находился поселковый магазинчик, в котором можно было найти только три наименования продуктов: икру кабачковую, консервы «бычки в томате» и хлеб-кирпич одного вида. Я как-то зашел туда. Постоял, посмотрел и вышел. Ничего из этого покупать не хотелось.
Кузари говорит: Вс-вышний дает разные фруктовые деревья, которые особо для жизни не нужны. Посмотрите на быка! Огромное животное, тяжелое и мощное, но кроме травы ему ничего не требуется, чтобы расти и набирать вес и силу. 
Фрукты не имеют особых витаминов, но обладают массой дополнительных (украшающих) качеств — цветом, ароматом, вкусом, разнообразием формы. Зачем это нам? Чтобы чувствовать радость! 
Кузари говорит: чтобы у нас была радость от благ, которые дает нам Вс-вышний, необходимо большое и как бы ненужное разнообразие.
У нас есть пять благословений на еду: «Ѓа-Моци Лехем мин ѓа-арец» - на хлеб; «Борэ Миней Мезанот» - на блюда, испеченные или сваренные из злаков, но только если это не хлеб; «Борэ При ѓа-Гафен» - на вино или виноградный сок; «Борэ При ѓа-Эц» - на фрукты; «Борэ При ѓа-Адама» - на овощи. Есть также шестое благословение - «Ше-ѓА-Коль» - общее благословение на прочие виды еды и напитков.
Вернемся к «Кузари». Хазарский царь спрашивает мудреца: почему столько разных фруктов, а броха одна — «При ѓа-Эц»? В Ту би-Шват, когда есть обычай подавать на стол много разных фруктов и поедать их с удовольствием, произнеся вначале всего одно благословение, этот вопрос проявляется еще отчетливее. На него Рабби Йеѓуда Отвечает так: это нужно для ощущения полной благодарности и радости, которое приходит только тогда, когда есть изобилие и разнообразие, которых мы не ждали и о которых даже не просили Вс-вышнего посредством отдельного благословения. 
Здесь уместно будет вспомнить одну притчу. 
Некий царь имел много красивых дворцов. И вот, он выстроил еще один великолепный дворец и решил развлечься — устроить конкурс на самого удовлетворенного, довольного и счастливого человека во всем государстве. 
Царь велел объявить: «Нашей царской волей — тому подданному, кто более всех остальных наших граждан счастлив тем, что имеет, будет пожалован новый царский дворец на вечные времена». Приходили разные люди, но никто из них не мог доказать, что именно он счастлив больше всех остальных тем, что имеет. И вот, пришел один очень богатый человек и сказал: «Я тот, кто вам нужен. Я самый счастливый. У меня имеется столько всего, сколько нет ни у кого, - все, что надо во всем разнообразии… Могу все время радоваться своим сокровищам». Царь выслушал и говорит: «Ну, хорошо, прощай». «Как это, прощай? А дворец?!» - возмутился богач. Царь говорит: «Если у тебя есть все, зачем тебе еще и этот дворец?»
Есть сложность в том, чтобы быть самым счастливым от того, что имеешь. Сколько бы ни было у человека, его стремление получить еще больше неистребимо. Есть роскошный дворец, а у соседа дворец лучше. Есть машина, только что купленная, а в голове уже мысли, что надо было приобрести автомобиль более современный, более удобный, более престижный...
Может быть, этот мир так специально устроен — не для расслабленности, не для довольства тем, что имеем. Наоборот, нам приходится стремиться к большему, поскольку здесь не получается иначе. Полное счастье возможно лишь как награда в Будущем мире. В этом мире нужно делать больше добрых дел, чтобы в Будущем Мире была большая награда. Но радоваться тому, что Вс-вышний дал нам здесь — это как раз наша большая работа в этом мире.
Что такое броха? Каждая броха имеет в себе «многослойное» значение. Броха, которую мы говорим в молитве Шмона Эсрэ, содержит восхваление, просьбу и благодарность. И даже внутри благословения обязательно есть намек и память о просьбе. 
Броха, которую мы говорим на фрукты, это благодарность и восхваление, но она также напоминает броху-просьбу, несмотря на то, что эта броха — благодарность Вс-вышнему за удовольствие. Получается: я просил, Вс-вышний дал, и поэтому я теперь имею удовольствие. Я получил. Я уже получил, то, что просил. И возникает какая-то пустота из-за того, что УЖЕ получил. То есть, получение теперь в прошлом. И как будто просится что-то еще, чего пока не имеешь. Слава Б-гу, что в этот момент есть удовольствие, иначе совсем было бы грустно. 
Почему мы говорим одно благословение на разные фрукты? Потому что большое разнообразие обеспечивает максимальное удовольствие. Сказал броху на первый фрукт, и дальше без отдельной брохи, берешь новый, и новый, и новый фрукт, и нет напоминания о нужде и просьбах, а есть особое удовольствие от разнообразия и изобилия. Это радует без ощущения, что чего-то недостает. И именно в отсутствии этого ощущения радость. Но при этом мы имеем в виду благодарность Вс-вышнему за то, что получаем такое большое удовольствие.
Фрукты это все, что Вс-вышний хотел дать человечеству до грехопадения Адама-Ришона. Фрукты не нуждаются в обработке, в сложной технологии получения и приготовления. Посадил — и ешь. Б-г хотел дать нам это удовольствие. И теперь фрукты этого мира являются примером того удовольствия, которое Вс-вышний хотел нам дать, и которое будет в Олам Аба. Чтобы у нас было желание работать, двигаться вперед, совершенствоваться, Вс-вышний дает нам удовольствие от фруктов в этом мире.
Такой же готовой, как и фрукты, изначально должна была быть пшеница. И такой она была в Ган Эдене — готовый продукт, растущий на дереве, который не надо было высаживать каждый год, не надо было в поте лица обрабатывать.
Из-за проклятия, последовавшего за грехопадением, человек получил 10 работ по обработке хлеба, — во имя исправления своего греха.
В Ту би-Шват мы должны вспомнить о том, что пшеница тоже должна была быть фруктом, и что теперь хлеб — наша работа, чтобы исправить испорченное. Пшеница еще будет иметь качество фрукта — после исправления мира.
Мы произносим благословение на хлеб: «Ѓа-Моци Лехем мин ѓа-арец». На первый взгляд, звучит, как шутка, даже, как издевка: какой это хлеб может «вырасти из земли»? Хлеб добывается потом, огромными усилиями, и точно не вырастает из земли в готовом виде. Но, произнося это благословение, мы напоминаем себе о свойствах хлеба, которые были до греха, когда хлеб действительно давался из земли.
Внутри полученного человеком проклятия есть особое удовольствие от хлеба. Мы сумели сделать хлеб почти непортящимся. Свойства фруктов как раз потерялись, не все во фруктах идет на пользу. Но хлеб, вопреки проклятию, имеет свойства, которые напоминают Ган Эден. (Вино также напоминает Ган Эден).
Мы едим фрукты — больше и больше, и без отдельной брохи. Это нужно, чтобы иметь радость, удовольствие, и почувствовать благодарность Вс-вышнему. Чувство, что Он дал мне это именно для удовольствия, не как парносу, которая зарабатывается тяжким трудом, — исправляет грех Адама Ришона. Фрукты — не основа этого мира. Фрукты это чистое удовольствие.

Записано А.В.Фельдман на уроке, состоявшемся в канун Ту би-Шват в «Оѓалей Яаков».

ВЕСТНИК "ГОЛОС ЯАКОВА" №448

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев