Отмечая Ту би-Шват

Рабанит Ципора Хеллер


15-й день месяца Шват (Ту би-Шват) упоминается в Мишне как новый год деревьев. Он не имеет статуса праздника и отмечается путем соблюдения определенного обычая. 
Еврейский обычай, как известно, проистекает из особенного места, из еврейской души.
Наши праздники — это, в определенном смысле, наша форма искусства, наш способ миропонимания.
Как мы празднуем Ту би-Шват и как этот праздник позволяет нам лучше понять самих себя?
Во-первых, на вашем столе в этот день должны быть фрукты, а точнее плоды, которыми славится Земля Израиля. Их должно быть семь видов: пшеница и ячмень, виноград (включая сок или вино), инжир, гранат, маслины, финики и финиковый мед. Добавьте сюда столько других фруктов, сколько вы хотите, можно использовать сухофрукты, в идеале, число их видов должно составить пятнадцать. Их можно подавать со сливками, мороженым, можно испечь пирог, сделать торт… или соорудить кашу-шарлотку с добавлением разнообразных фруктов. Никто не ограничен в выборе и фантазии.
В 16-м веке великий каббалист Аризаль вместе со своими учениками создал короткий «седер», в ходе которого исследовался смысл этого дня. 
Чтобы проникнуть в суть праздника Ту би-Шват, нам придется рассмотреть все три компонента, определяющие этот день: деревья, фрукты и значение дня месяца, на который приходится праздник.
Тора говорит: «Человек подобен дереву в поле», - и запрещает вырубать фруктовые деревья. В каком смысле человек сопоставим с деревом? Так же, как дерево питается от корней, так и человек не может без корней существовать. Наши корни — источник нашей жизни. Когда человек обрубает свои корни (забывает о своем еврействе, о Торе и заповедях), он получает, как неизбежное следствие, потерю своей души. Он может биться теперь, сколько угодно, жаждать духовности, но подключение потеряно, все зря. И пока не встанет человек на путь глубокого раскаяния, пока не проделает Тшуву — колоссальную внутреннюю работу по возвращению к корням, будет он метаться в поисках своей души, а она будет страдать неприкаянная, отделенная. 
Однако, когда корни живы и человек представляет с ними единое целое, тогда каждая мицва, каждое доброе дело, которое он делает, усиливает в нем мощные потоки духовности, всегда присутствующей в каждом подключенном еврее.
Мишна говорит, что в день Ту би-Шват возобновляется движение сока в деревьях. Это день возрождения и надежды.
То, что на нашем столе в этот день присутствуют фрукты, добавляет в нашу жизнь аромат, разнообразие и цвет, делая ее радостной. В то время, как пшеница и ячмень обеспечивают необходимую основу нашего рациона, фрукты даны нам для чистого удовольствия.
Злаки обеспечивают энергией, необходимой, чтобы идти предназначенным нам путем. Фрукты во всем своем разнообразии (цвета, вкуса, аромата, формы) делают этот путь радостным. Служа Вс-вышнему с такой радостью, мы осознаем свою благодарность, и благословляя «плоды деревьев», благословляем Творца за то, что он насадил их для нас.
Ту би-Шват приходится на середину месяца, когда Луна находится во всей своей полноте. Этот день символизирует цельность, единство между Б-гом-Дарителем и его земными творениями-получателями. 
Пусть этот день будет днем удивления и обновления для всех нас. Давайте подключимся к его силе, его энергии, чтобы он наполнил нас настолько, насколько мы сможем воспринять. Нам пригодятся и сила, и энергия, мы будем расходовать их на добрые дела и служение Б-гу.

Приводится с небольшими сокращениями по сайту aish.com
Перевод с английского А.В.Фельдман

Порядок праздничной трапезы в Ту би-Шват
Злаки. Вначале в праздничной трапезе едят что-нибудь, испеченное из пшеницы или ячменя. Эти злаки перечислены первыми в стихе прославления Земли Израиля (Дварим 8:7), они — вообще основа всякой трапезы.
Виноградный сок или вино. Вину придается большое значение в еврейской праздничной трапезе. Вином освящают Субботу и Праздник, делая Кидуш. Благословение на вино делается раньше, чем благословение на фрукты.
Инжир (смоква). Плод смоковницы замечателен тем, что его съедают целиком: не остается ни косточек, ни кожуры, ни скорлупы. Это символ идеального плода. Такие плоды должны были произрастать в Саду Эденском, если бы Адам повел себя правильно.
Маслины. Земля Израиля всегда славилась своими масличными деревьями и производством масла. Когда существовал Храм, каждый день в Храмовом Светильнике — Меноре — зажигали чистое оливковое масло как символ сияния еврейской души.
Финики, финиковый мед.
Финик — самый сладкий плод, и в земле Израиля росли такие финики, сок которых (финиковый мед) капал на землю сам. В Талмуде рассказывается история про одного Мудреца, который пришел в Землю Израиля и увидел коз, пасущихся под финиковой пальмой. Козы были настолько тучны, что молоко их капало на землю и смешивалось с соком, капавшим из фиников. Он воскликнул: «Действительно, вот земля, текущая молоком и медом!» (П.Полонский)

Вестник "ГОЛОС ЯАКОВА" №447 от22.01.2015

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев