7 качеств еврейского лидера

7 качеств еврейского лидера

Раввин Пинхас Гольдшмидт

В книге Берейшит описаны 3 заповеди, которые надлежит исполнять евреям: Плодитесь и размножайтесь, Брит Мила,  Не есть седалищный нерв

В недельной главе «Ваишлах»   сказано: «И остался Яаков один и боролся  человек с ним до восхода зари. Но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе его с ним». Слово «боролся» на иврите «ваэавек», от слова   «авак» - пыль. Когда два человека борются, поднимается пыль столбом.

Раби  Йеуда Амар  говорит:  Все успехи, все финансовые достижения еврейского народа в течение всех поколений – из  этой пыли, которая поднялась во время борьбы  Яакова  с ангелом Эйсава. Раби Азария – все победы в войнах, которые ведут евреи о всех поколениях  только благодаря пыли, которая поднялась во время борьбы Яакова с ангелом Эйсава. Что это означает? Все военные и финансовые успехи евреев благодаря этой пыли.  Эти достижения являются побочным эффектом победы Яакова над ангелом Эйсава.

Яаков боролся с ангелом Эйсава не ради финансовых успехов или завоеваний, он боролся ради духовной победы.  Но нельзя достичь духовных целей без материальных достижений. Если вы хотите зажигать ханукальные или субботние свечи, то их надо для начала купить, для этого нужны деньги. 

Есть люди, которые любят воевать, народы - борцы, их культура построена на большом уважении к акту борьбы. Борьба не для необходимости, а как самоцель, цель существования народа - борьба с другими народами, завоевания. Все материальные достижения еврейского народа являются побочным эффектом, борьбы за духовность. То есть – это не самоцель для еврейского народа, в этом нет необходимости.

«И коснулся ангел бедра его» 

В Мидраш Раба сказано: ангел дотронулся до всех праведников потомков Яакова, вот поколение Шмад. Шмад – это поколение, в котором власть принуждает еврейский народ отказаться от своей веры. В Авину Малкейну сказано  - убереги нас Б-г от Шмад Во времена Хануки как раз и было поколение, которое пыталось отнять у евреев  веру.

Рамбан пишет – борьба с ангелами намек на борьбу следующих поколений с Эйсавом.  Будет поколение, когда потомки Эйсава будут сильнее потомков Яакова, почти до полного уничтожения. И это было во времена римского захвата Эрец Исраэль. Как известно, Раби Йеуда бен Баба, был последним раввином, который дал смиху и был убит из-за этого.

Мидраш Шир а-Ширим, говорит раби  Хия Син Аба «Если мне придется отдать жизнь за свою веру, я готов только в том случае, если меня сразу убьют. А пережить испытания, выпавшие на поколение Шмада, я не смогу вынести». Испытания, выпавшие на поколение Шмада - это долгие и мучительные издевательства перед уничтожением, как во время инквизиции. Поэтому нам придется отказаться от употребления седалищного нерва в каждом поколении.

Написано в Сефер а-Хинух:  «Истоки этой мицвы – это намек для еврейского народа. Несмотря на тяжкие страдания  еврейского народа во время изгнания от всех других народов, он, еврейский народ, может быть уверен, что у Эйсава не будет возможности уничтожить его. Но еврейский народ вечен, имя еврейского народа вечно, его потомки вечны». Таким образом, седалищный нерв, является намеком на вечность еврейского народа.

Написано далее в Сефер А-Хинух,  что мы отказываемся, есть  седалищный нерв, чтобы напомнить себе, что даже если мы находимся в самом тяжелом положении, политическом или финансовом, Всевышний  спасет нас, это обещание на  вечность еврейского народа. Как солнце показалось Яакову, так и солнце Машиаха придет и избавит нас и вылечит от всех страданий, которые мы получили во время изгнания.

Написано в книге Зоар: «Почему евреи не едят седалищный нерв?»

 У человека 248 сосудов и 365 нервов. Как мы прочитали, ангел Эйсава смог дотронуться только до одного, до седалищного нерва. В году 365 дней, только один день в году подвержен влиянию ангела Эйсава.  Этот день - 9 АВА, когда ангел Эйсава может сокрушить  Яакова.

Написано далее в книге  Зоар,  поэтому евреи не должны есть седалищный нерв. В этом предложении скрыт намек на 9 Ава, есть дополнительное слово «эт», пишется  «алеф-тав». Тав – это Тиша, алеф – это Ав. Аризаль комментирует, что это также намек на пост 9 Ава. Во этот день нельзя есть и пить.

Как связаны все эти абстрактные понятия с едой? Почему мы не должны есть седалищный нерв?

Иудаизм не полагается только на абстрактные знания, всегда необходимо совершить какое-то действие, который укрепит знания. Например, мы вспоминаем исход из Египта, этого недостаточно, нам необходимо кушать мацу, чтобы полностью проникнуться смыслом праздника. Мы сидим в суке, мы слушаем шофар.  Все заповеди укрепляют и фиксируют нашу веру через действия. Не просто вера,  а действия. Абстрактной веры не хватает, это главная разница между иудаизмом и христианством.

Также необходимо отметить, что у евреев, которые перестали соблюдать законы кашрута,  нет твердой веры в вечность народа  Израиля – и это большой толчок для ассимиляции. Если быть евреем – это проблема, это 1-й шаг отхода от иудаизма. Все взаимосвязано

Во времена Хануки как раз было поколение Шмад, в котором власть запретила соблюдать заповеди. Ходеш  - возможность иметь еврейский календарь, Шабат – возможность соблюдать субботу и Брит Мила  - возможность делать обрезание.

Летом суд города Кельн принял решение запретить обрезание, и я выступал на пресс-конференции в Берлине, призывая вспомнить историю: «Послушайте, 2300 лет назад евреи организовали восстание против греков, из-за того, что они запретили обрезание. Хотите, чтобы это опять случилось в Германии сегодня, пожалуйста – запрещайте». На самом деле, эти запреты явились причиной восстания макавеев. Обрезание, Шаббат и еврейский календарь – это наша идентичность. Как можно представить себе жизнь без еврейского календаря, без праздников?

Одно из чудес Хануки, что поднялись на восстание  коаним, священники.  Они уже  не боялись, не могли дальше молчать – необходимо было срочно  менять положение. Обычно страх еще больше чем реальность.  Испуганные евреи -  это большая проблема. В такое время надо обязательно иметь лидера. Главные лидеры этого времени  Матитьягу и Йегуда Макабей.

В это время был закон «право первой ночи», согласно которому каждая невеста в день свадьбы обязана прийти к греческому наместнику, а уже потом к мужу. Взяли сестру Йеуды Макабея, и она устроила во время свадьбы громкий скандал, и она первая, кто поднял флаг восстания против власти, а также против эллинизированных евреев, которые приняли эту власть и ее законы. Иногда это духовно более тяжело – бороться против своих, чем против чужих.

В связи с этим, давайте подробно поговорим о качествах еврейского лидера. Итак, 7 качеств еврейского лидера.

1. Ответственность. Главная проблема в мире началась, когда Адам и Хава согрешив, не признаются в этом Вс-вышнему. Адам говорит: «Это не я, это жена». А Хава говорит: «Это не я, это змей». Моше рабейну напротив берет ответственность на себя, увидев несправедливость, как один египтянин избивает еврея, он  сразу вмешивается.   Это не только твоя проблема, но и моя проблема.

2.   Никто сам не может быть лидером. Один человек сам не может делать все. Почему в талмуде так мало написано про макавеев? Почему от них никого не осталось?

Рамбам пишет:  «Посох не должен уйти от Йеуды».  У евреев есть четкое разделение власти: исполнительная власть, религиозная власть - это коаним, священники, есть юридическая власть – это Санhедрин, суд и т.д.  Священник не может служить в суде, и наоборот. Рамбан пишет, что ошибка Макабеев заключается в том, что они взяли на себя всю власть и религиозную и исполнительную – это было начало конца династии Макабеев.

В пустыне Моше олицетворял законодательную власть, Аарон – исполнительную. Бывает, что  один человек хочет делать все и тянет одеяло на себя.  Это не по-еврейски, это не получается. Есть пословица - 10 арбузов в руке не удержишь!

3.  Еврейский лидер должен иметь план на будущее. Есть люди, которые сидят в кресле и управляют настоящим.  Лидер должен иметь четкое представление, где он хочет видеть свою общину, своих солдат, свой народ через 10 лет, и через 20 лет, и через 30 лет. Если нет четкого плана и миссии, то маловероятно, что его ожидает успех.

План Моше рабейну вывести еврейский народ  из Египта и привести в Эрец Исраэль. Когда лидер еврейского не имеет представления, что он будет делать дальше и куда он хочет отправить еврейский народ, то из этого ничего хорошего не выйдет.

4.  Еврейский лидер должен  всегда учиться. Бывает в начале назначения человек знает что делать, но проходит время, 10-20 лет, а он делает то же самое.  Еврейский  царь должен иметь постоянно рядом с собой свиток Торы. Это значит он готов учиться дальше.

 Есть известный анекдот.  Раввина уволили из общины, так как председатель общины проходя мимо дома раввина, увидел, что он сидит и учит Тору. 

 - Что вы делаете? -  Учусь  - Я думал, вы уже доучились!

Постоянно надо учиться дальше, все еврейские лидеры очень много читали, имели библиотеки с тысячами книг.  Человек, который не готов постоянно  учиться, не готов быть еврейским лидером.

5. Лидер должен верить в людей, в  народ и общину, которую он ведет. Верить в народ и любить его.  Офицер верит в своих солдат, что они пойдут за ним. Таким образом, можно влиять на народ через свою веру, любовь и ответственность.  Люди сразу чувствуют, если лидер к ним не имеет доверия. Поэтому в современной израильской армии офицер всегда идет впереди. Это правильный образец еврейского лидера.

6. Лидер должен знать всегда правильное время и необходимую  скорость движения. Когда Эйсав предлагает охрану Яакову, он отвечает Эйсаву, что не сможет  идти с его солдатами, так как скорость его семьи и животных меньше. Если идти чуть-чуть быстрее дети и овечки не справятся и могут погибнуть.

Есть гениальные люди, гениальные генералы, но у них нет способности к коммуникации, и они не получают обратной связи. Есть представление куда идти, они смотрят вперед, но им очень тяжело понять, что народ не готов идти так быстро как это необходимо.

Моше рабейну пытается отвести еврейский народ из Египта в Эрец Исраэль за год и у него это не получается. Моше рабейну находится в одном месте, а народ далеко позади. Позднее Моше просит Вс-вышнего, чтобы он  нашел для народа пастуха, который будет с ними ходить и выходить. Пастух должен быть с народом.

Маргарет Тэтчер – гениальный лидер, превратила Англию в страну, с которой надо считаться. Но в какой-то момент пошла чуть-чуть быстрее народа, когда выдвинула лозунг: каждый человек отвечает за свои поступки. Народ не успевал за ней. И тогда она потеряла доверие народа. Необходимо всегда быть на связи.

7. Каждый еврейский лидер должен знать, что быть лидером это очень сложно. Это вызов. Не стоит ожидать благодарности, поскольку евреи всегда будут иметь к тебе претензии.  Для кого-то слишком религиозный, для других  слишком светский.  Евреи  были недовольны Моше рабейну, пророком Ирмиягу, пророком Йоной, пророком Элиягу. Сколько раз Моше рабейну просил Ашема найти другого лидера, лучше себя.

Еврейский лидер не должен быть слишком самоуверенным и понимать, что все от Вс-вышнего, что он является лидером, только благодаря Вс-вышнему.  Моше рабейну говорит: «Я косноязычный, как я смогу повести за собой народ». Пророк Ирмиягу говорит: «Я человек с нечистыми устами». Все силы дает Вс-вышний, нельзя забывать об этом.

Вот 7 качеств, которыми должен обладать еврейский лидер. И благодаря тому, что мы слушаем Вс-вышнего и не едим седалищный нерв,  во время ханукальных событий нашлись такие лидеры, и они спасли еврейский народ.

 

По материалам лекции раввина Пинхаса Гольдшмидта

составила Сара Сукачева

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев