Бен Иш Хай о Хануке

Раввин Михоэль Шолом Кашлинов

Великий законоучитель Торы из Ирака рав Иосеф Хаим бен Элиягу (Бен Иш Хай) в преддверии Хануки приводит следующее толкование стиха Торы [Берейшит 40:10]:

А на лозе (виноградной) три ветви, и она расцвела, показалась завязь, созрели в гроздьях ее ягоды.

Лоза – это Исраэль, образно сравненный с виноградной лозой [Шмот Раба 46:1]. Несмотря на то, что виноградная лоза – дерево слабое и мягкое, ее плоды чрезвычайно хороши как для еды, так и для напитков. Так же и Исраэль – несмотря на свою мягкость и слабость, они приносят свои добрые «плоды» (результаты) и в Торе, и в исполнении заповедей. И так же как виноград не приемлет других посадок вместе с собой и не перемешивается с другими деревьями, так и Исраэль, о котором написано: «Вот народ, отдельно обитать будет и среди (других) народов не будет числиться» [Бемидбар 23:9]. И то, что еврей может быть ассимилированным, захваченным «обратной стороной» (Ситра Ахра), но в конечном итоге будет возвращен к своему народу, иногда – в результате нескольких перевоплощений. Поскольку так решил Творец Благословенный в своем замысле: «Чтобы не был отторгнут от Него отверженный» [Шмуэль II, 14:14].

«Три ветви» – три уровня души: нефешруах и нешама, которые имеются только у сыновей Исраэля, т.к. у народов мира нетнефеш, а только со стороны “оболочки мира Асия”. И процесс исправления любого еврея трехступенчатый:

Вначале, «она (лоза) расцвела» – это тшува (возвращение к Всевышнему) на уровне душевно-эмоционального переосмысления.

Затем – “показалась завязь”. Это уже деятельная тшува, однако ее мотив – из-за страха (перед наказанием).

И уже после этого “созрели в гроздьях ее ягоды” – это тшува из любви, когда некогда злонамеренные поступки обращаются в заслуги.

Приведенное здесь слово «созрели» (буквально: сварились) намекает на качество скромности. Как написано: “И скромно ходить перед Б-гом твоим!” (Миха 6:8) И если человек делает тшуву с должным качеством скромности, то такой человек очень преуспеет! Как скромность связана с процессом «варки»? Всем известен факт, что любое варево готовится и быстрее, и лучше под закрытой крышкой. (Так и у человека, если он скромен, его качества развиваются быстрее и лучше).

Иное понимание слов «три ветви» – “мышление (намерение), речь и действия (поступки)”. Поскольку Тора и заповеди выполняются посредством этих трех составляющих, то евреи не могут быть полноценными даже без одной из них.

Получается, целостность Торы и заповедей может быть только при наличии этих трех: мышления, речи и действия. Поэтому Тора называется «свет», а заповеди – «светильник»: «Как светильник – заповедь, а Тора – свет (Мишлей 6:23). Вот что имеется ввиду. Светильник состоит из трех вещей: сам светильник (сосуд), фитиль и масло. И при отсутствии одного из них светильник не выполнит свою функцию. В свою очередь, свет также имеет (в своем составе) три основных оттенка, соответствующих трем вышеуказанным частям светильника.

Поэтому чудо Хануки произошло именно со светом Меноры, т.к. в ней есть три компонента: Менора, масло и фитили; и так же свет ее – из трех оттенков.

Все это намекает на то, что евреи удостоились чуда Хануки, благодаря полноценности их служения Всевышнему во всех трех аспектах – мышления, речи и действия.

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев