Best of the best

Раввин Шломо Залман Кренцель

Сколько свечей зажигают в Хануку? Странный вопрос! Уже из детского садика ребенок приносит домой красивый, иногда самодельный девятисвечник - ханукию, прекрасно зная, что в первый день зажжет одну свечу (помимо служебной), во второй - две и т.д. Однако в Талмуде (Шабат 21б) написано, что по букве закона достаточно в каждый из дней Хануки зажечь по одной свече на дом. Лишь меадрин - те, кто ищут возможность выполнить заповедь как можно лучше - зажигают по одной свече на каждого домочадца ежедневно. А меадрин мин ѓамеадрин - "лучшие из лучших" - зажигают в первый день одну свечу, во второй - две и т.д. Комментаторы Талмуда разошлись во мнениях, относится ли третий вариант к дому или к каждому из домочадцев.

Выходит, что мы исполняем ханукальную заповедь наилучшим образом, так как именно третий вариант приводится в Шульхан Арух как основной. Почему? Разве недостаточно поступать, следуя букве закона?

Общеизвестно, что праздник Ханука установлен в память о чуде, произошедшем с кувшинчиком оливкового масла, которое горело в Меноре восемь дней вместо одного. Зачем понадобилось чудо? Был дефицит масла? Да, ритуально чистое, неоскверненное греками масло оставалось лишь в одном кувшинчике. И его хватило как раз на время, требуемое для изготовления нового масла.

Однако, по букве закона, вполне легитимно было в данной ситуации воспользоваться и ритуально нечистым маслом. Но те, кто освободил Храм, хотели исполнить заповедь как можно лучше.

И еще одно. В Талмуде написано, что кувшинчик был запечатан печатью Первосвященника, то есть, масло было предназначено для него. Первосвященник приносил ежедневное мучное жертвоприношение - минха. Однако, масло для подобных жертвоприношений могло быть, согласно закону, низшего качества, чем это требовалось для Меноры. Следовательно, Первосвященник приносил свою минху по высшему стандарту, не удовлетворяясь необходимым минимумом.

Получается, чудо произошло благодаря желанию исполнять заповеди лучше, чем положено. Поэтому и мы зажигаем ханукальные огни самым идеальным образом.

Один мой знакомый любил использовать фразу, услышанную от какого-то раввина: «Есть разные уровни исполнения заповедей: меадрин (наилучшим образом), лехатхила (как положено), бедиавад (засчитывается постфактум) и… СНГ!»Действительно, в условиях жизни евреев в странах бывшего СССР, нередко приходится искать послабления в Ѓалахе. Порой раввины вынуждены проявлять изощренное талмудическое мышление, чтобы найти достойный выход из ситуации. Но там, где возможно, еврей, неравнодушный к воле Творца, должен выполнить заповедь наилучшим образом вне зависимости от места проживания!

Приведу актуальный пример. На Хануку многие еврейские организации раздают наборы маленьких разноцветных свечек. Важно знать, что эти свечки горят минут сорок. Ѓалаха требует от ханукальной свечи способности гореть не менее получаса после выхода звезд. Следовательно, подарочные свечи подойдут лишь тем, кто зажигает с выходом звезд, а многие ашкеназские евреи зажигают раньше (с заходом солнца или когда начинает темнеть). А для пятницы, когда ханукальные свечи зажигают еще до субботних, то есть минут за двадцать до захода солнца, тоненькие свечки вообще не годятся.

По материалам вестника "Голос Яакова"

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев