Большое и Великое

Сара Кац

Давайте посмотрим внимательно на природу человеческого страха. Человек боится чего-то большого, чего-то великого. Но что стоит за этим величием?

Когда Яаков увидел огромную армию Эйсава, он остановился. Он испугался, что силы их неравны и Эйсав  может погубить его. Здесь можно провести параллель с событиями времен Хануки. Соотношение сил макавеев и их противников были настолько же неравны, как силы стана Яакова и войска его брата Эйсава.

Рав Гирш  рассказывает: «Жили на свете кузнец и хранитель льна. Однажды хранитель льна получил огромную поставку и не знал где хранить весь лен. Сосед посоветовал ему обратиться к кузнецу и попросить у него огонь. Тогда огонь может спалить весь лен,  и останутся угольки, которые очень удобно хранить, так как они не занимают много места».

Это очень забавная история. Однако  рав Гирш приводит именно ее, комментируя встречу Яакова с Эйсавом.  Войско Эйсава очень многочисленно, огромное количество стражников, когда его видишь, становится страшно. Однако бывает какая-то маленькая вещь как огонь, которая может превратить огромное количество в ничто.  Вс-вышний говорит Яакову: «Ты как огонь, а Эйсав как солома», то есть большое количество  может нас удивить или напугать, но важно помнить, что качество способно победить количество.

С другой стороны, Ноах называет своего сына  Яфета – Гадоль, то есть большой. Это понятно, Яфет был первенцем Ноаха, то есть старшим сыном.  Интересно в связи с этим, что в молитве,  Аль ha-Нисим, которую мы добавляем в Хануку, очень часто встречается слово «Гадоль», только в другом контексте. «Нес гадоль» – чудо великое, «тшуа гдола» - великое спасение,  «коэн гадоль»  - великий священник,  «симха гдола» - великая радость.  Слово гадоль означает большой и означает великий. И как мы теперь понимаем большой не обязательно великий и наоборот. В истории Хануки великими оказались священники,  несколько человек, которые не обладали реальной физической силой.

Есть замечательная история, своеобразная карикатура на еврейское понимание «кто должен идти на войну?» Есть закон Торы, что нельзя отправлять на войну того, кто боится, кто создал семью в этом году, и так далее. И вот  евреи собираются на войну, и отсеиваются те, кто по закону Торы не может идти на войну: кто боится, кто создал семью в этом году, кто посадил виноградник, кто построил новый дом, - и остались только два старых раввина, которые еле стоят на ногах. Сценка высмеивает еврейский подход. Но есть комментарий раввина Абрамова, -  не надо забывать, что эти люди выиграли войну!

Важно помнить, что для Вс-вышнего природа – это такое же чудо, которое повторяется много раз. И если человек это четко понимает не только в теории, но и на практике, то, такому человеку Вс-вышний показывает чудеса и человек удостоится увидеть реальные чудеса. И нет никакой проблемы для Вс-вышнего организовать победу двух немощных стариков, хотя это на поверхностный взгляд, кажется  против природы. Если для человека нет ничего более реального, чем физический мир – то Вс-вышний разговаривает с ним в рамках его убеждений. Мы должны понимать, что мы сами строим законы, по которым Вс-вышний с нами общается. Если человек придает физическим законам огромное значение, то он действительно не сможет увидеть чуда в своей жизни.

В молитве Аль hа-Нисим мы говорим, что Вс-вышний совершил великое действие до наших дней. Что это значит до наших дней? Сегодня нет Храма, сегодня нет коаним и меноры. Где увидеть, что Вс-вышний сделал чудо до сегодняшнего дня? Когда мы зажигаем ханукальные свечи и поем песню Маоз Цур, в которой мы перечисляем падение всех самых страшных империй, мы можем это почувствовать. Еврейский народ  и мы сами удостоились видеть, как Вс-вышний ради нас разрушает империи, и все это дошло до наших дней. И сейчас зажигая свечи, мы вспоминаем об этом и не можем больше выполнять заповеди «цав ле цав», то есть бездушно, как некий набор ритуалов. Зажигать свеч можно по-разному: как традицию или показывая, что есть Святость, которая может погасить любую тьму. Тьма может быть очень ощутимой очень страшной, но свеча может ее погасить.

И последнее. Обсуждая Хануку, вспоминают два чуда: чудо Победы, и чудо Свечей. Маккавеи после военной победы делают определенный шаг. Человек, который совершил личную победу, сдал сложный экзамен, создал семью, осуществил свою давнюю мечту. В этот момент у него есть развилка: он может сильно упасть и может сильно подняться.  А Макаввеи отдают свою победу на Микдаш Ашем, они зажигают Менору. Они могли бы сделать пир, устроить праздник, и таким образом обесценить чудо победы. Маккавеи показывают, что есть чудо победы и чудо кувшинчика с маслом, не разделяя их по значимости. Не бывает чудес больших и маленьких, все чудеса от Вс-вышнего. Маккавеи и весь еврейский народ приходят в Храм как сыновья Вс-вышнего, показывая, что все победы от одного источника.

Сказано в Берейшит Раба: «Рашаим создают религии и Б-гов, чтобы самим обрести власть. Цадиким своими победами и подвигами освящают Имя Творца»

Маккавеи освятили своей победой Имя Творца. И в связи с этим, очень важно посмотреть сегодня на себя. Ежедневно мы достигаем больших и маленьких побед. Мы можем присвоить все заслуги себе лично, похвалить себя и порадоваться. И мы можем сделать Кидуш Ашем, освятить Имя Творца, признав, что все наши победы от Вс-вышнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев