Идеально неидеальное

Рав Йоханасан Гефен

Ханука – один из самых справляемых праздников в еврейском народе – всем нравится зажигать красивые ханукийот и кушать вкусные пончики! Но под приятным воспоминанием о том, как Хашмонаим победили греческую армию кроется важная идеологическая борьба, которая бушует до сих пор. Греческое и еврейское отношение к миру – полностью противоположно. Есть мидраш, в котором римский правитель спрашивает рабби Акиву чьи создания более велики – Вс-вышнего или человека. Вс-вышний создает пшеничное зерно, которое само по себе не несет никакой пользы, а человек его перерабатывает до того, что оно становится хлебом. Мидраш говорит, что рабби Акива знал, что римлянин ожидает от него услышать, что творения Вс-вышнего более велики, и что в ответ на это он спросит в чем тогда смысл обрезания – ведь получается Вс-вышний создал тело несовершенным, а человек его улучшает. Рабби Акива хотел этого избежать, и потому ответил, что, действительно, творения человека более велики[1]. Как мы может понять этот мидраш? Конечно творения Вс-вышнего намного более значительнее и выше, чем человека!

Но в этой дискуссии было намного более глубокое несогласие. Римлянин представлял греко-римскую идеологию о том, что человек идеален. Греки идеализировали человеческое тело и ум; человек был естественным образом идеален, а римляне были продолжателями их идеологии. Соответственно, обряд обрезания им очень претил; он означал взять что-то идеальное, и испортить его. Рабби Акива разделял мнение Торы, говорящее о том, что Ашем создал мир неидеальным, что человек его исправил. Поэтому Он сотворил бесполезное зерно: конечно, Ашем намного выше нас, но Он хочет, чтобы мы сами преобразовали это зерно во что-то нужное и полезное. Это, тоже, символизирует обрезание. Человек был рожден не идеальным, он должен много работать, чтобы контролировать свои желания и использовать их для роста. Жизнь – одна большая возможность, чтобы возвышать свои желания[2].

Беря в расчет вышесказанное, легко понять, почему греки запрещали обрезание. Они стремились искоренить идею того, что человек не совершенен, что жизнь дана для развития себя, устранения плохих качеств характера и улучшения хороших. Евреи изо всех сил сражались с этим запретом и в конечном счете победили. Так же и мы, пережили римлян, и всех философов, говоривших о совершенстве человека. Однако, спор продолжается. Сегодня мы живем в обществе, которое совсем мало обращает внимания на улучшения характера; вместо этого фокусируется на физическом удовольствии. Но мы знаем, что истинное удовлетворение приходит от собственного роста, становления более добрым, духовным человеком, более внимательным супругом и родителем, и, самое главное, лучшим служителем Вс-вышнего.



[1] Мидраш Танхума, Тазриа 7

[2] Услышано от рабби Яакова Гиллеля, шлита

Об авторе Вы можете прочитать здесь

Перевод с английского - Валерия Бурд

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев