Прекрасное несовершенство

Прекрасное несовершенство

Раввин Йехонасан Гефен

Ханука - один из самых любимых праздников для каждого еврея –  все наслаждаются светом  Меноры и едят огромное количество пончиков! Но за  приятными воспоминаниями о том, как Хашманаи победили мощную армию греков лежит фундаментальная идеологическая битва, одна из них все еще бушует сегодня. Еврейская и греческая идеология представляют собой противоположные точки зрения относительно того, что есть цель жизни человека.

Есть Мидраш, в котором римский правитель спрашивает рабби Акиву, чье творение величественнее Б-га или человека. Удивительно, но Рабби Акива отвечает, что творение человека величественнее. Ашем производит непищевую продукцию, такую как пшеничное зерно, которое  не принесет никакой пользы, тогда как человек берет это зерно, и, через большой труд, превращает его в хлеб.

Мидраш говорит, что рабби Акива знал, ожидания римского правителя. Он хотел услышать, что творения Ашема величественнее,  после чего спросил бы: «Почему человек совершает обрезание, срезает часть тела, как будто с целью улучшить творение Вс-вышнего.

Следовательно Рабби Акива, чтобы избежать этого вопроса, заявил, что творения человека, действительно, больше.[1] Как мы можем понять этот Мидраш? Конечно,  творения  Вс-вышнего бесконечно больше, чем человеческие.

В основе этой дискуссии лежали более глубокие разногласия. Римский правитель представлял греко-римской позицию о совершенстве человека. Греки боготворили человеческое тело и разум; человек, по их мнению,  естественно, был совершенным. Римляне являются последователями этой идеологии. Следовательно, еврейская практика обрезания была особенно противна им, они видели в этом  разрушение чего-то совершенного.  Рабби Акива представлял позицию Торы, согласно которой  Вс-вышний намеренно создал мир в несовершенном виде, чтобы человек мог стать совершенным самостоятельно. Вот почему Вс-вышний создает бесполезные ядра пшеницы: «Конечно, Вс-вышний бесконечно больше, чем человечество, но Он хочет, чтобы человек сам прошел через процесс превращения этой пшеницы в нечто большее.

Это также символизм обрезания: «Человек не рождается совершенным. Он должен усердно работать, в частности, чтобы использовать и контролировать весь свой мощный потенциал и использовать его для роста и развития. Жизнь - одна большая возможность реализовать весь свой заложенный потенциал.[2]

Учитывая все это, не следует сильно удивляться, что заповедь обрезания была в числе заповедей, запрещенных греками. Они стремились искоренить идею, что человек не является совершенным,  что жизнь - это постоянное саморазвитие, стремление сгладить негативные черты и улучшить положительные.  Евреи сражались с  этим запретом изо всех сил, и, в конечном счете, победили греков. Таким образом,  мы  пережили римскую,  и все другие философии, которые поддерживают природное совершенство человека.

Однако, бой продолжается. Сегодня мы живем в обществе, в котором очень мало или совсем не уделяется внимание улучшению своего характера; вместо этого общество концентрируется на получении физических удовольствий. Однако мы знаем, что истинное удовлетворение можно получить от внутреннего роста, от желания стать добрее, от желания стать более духовным человеком, более думающим супругом, более внимательным родителем, и, самое главное, лучшим слугой Вс-вышнего.

________________________________

[1] Мидраш Танхума, Tazria 7.

[2] Слышал от рав Яаков Гилель, shlita.

 

Об авторе Вы можете прочитать здесь

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев