Сыновья Твои

Рав Александр Кац

Одна из основ еврейского мировоззрения состоит в том, что наказания никогда не посылаются человеку или целому народу просто так. У Вс-вышнего всегда есть четкая причина, почему народ или отдельный человек заслуживают именно такого наказания, через которое он имеет возможность осознать свою ошибку и вернуться к Творцу, в чем и состоит конечная цель любых наказаний и испытаний. В дни Пурима мы четко видим, за что были наказаны евреи – они пошли на пир царя Ахашвероша, не услышали наставлений своего учителя Мордехая, показав, что их страх перед царем превышает страх перед Творцом. В чем же заключалась ошибка нашего народа в Хануку? Осознав ее, мы сможем понять глубже идеи праздника Ханука, ведь все наши праздники актуальны и по сей день, а значит, мы рискуем совершать ту же ошибку и в наше время.

В период Хануки наше служение Творцу – молитва и жертвоприношения- были далеки от идеала. В пророке Ишаяу 28:10 написано: «повеление за повелением, повеление за повелением, черта за чертой, черта за чертой, немного тут, немного там". Что это значит? Мы выполняли отдельные повеления, отдельные заповеди, но они не складывались в единую модель поведения, мы не смогли сделать эти заповеди частью самих себя. Вс-вышний не хочет, чтобы мы выполняли 613 отдельных повелений, наши цели и мечты, быт и повседневность должны быть пропитаны Торой. Только тогда еврей сможет стать «малым Храмом», как говорили наши мудрецы. В противном случае, человек может выполнять заповеди, но их соблюдение становиться чем-то внешним, не более чем данью традиции. Этого и пытались добиться греки, у которых не было цели уничтожить нас, они даже проявляли интерес к нашим святым текстам, но только как к историческому памятнику, фольклору. То, что мешало грекам – это как раз «Торат хаим» - Тора, по которой человек собирается жить 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Интересно, что период Хануки называется в наших источниках «галут Яван» - греческое изгнание, хотя формально евреи в этот момент находятся в Святой земле, Храм существует, хоть и в оскверненном состоянии. Однако и у себя дома можно быть в галуте, если не понимать ценности тех вещей, которые нас окружают. Это и случилось с нашим народом в Хануку. Вс-вышний посылает наказание по принципу «мера за меру». Известно, что когда у человека забирают что-то, что казалось ему привычным  и обыденным, он начинает по-настоящему ценить и дорожить этим. Так Антиох запрещает евреям соблюдать субботу, рош ходеш  и обрезание – все те заповеди, которые вносят святость в нашу повседневную жизнь.

Это объясняет и то, почему первым делом Хашмонаим стремятся очистить и освятить Храм. Физическая победа им нужна была лишь как средство для достижения цели – возможности служить Творцу в святости и чистоте. Именно поэтому они не находят себе покоя, пока не отыскивается кувшинчик с чистым оливковым маслом, желая показать Вс-вышнему, что народ выучил урок и теперь они хотят служить Вс-вышнему не «повеление за повелением, черта за чертой», а в совершенстве и полноценно. Вс-вышний, видя их старания, посылает чудо – масло, как известно, горит 8 дней.

В конце молитвы «Аль анисим», которую мы произносим в Хануку, Хашмонаим называют себя «сыновьями Твоими, которые пришли в святилище Твое». Теперь они удостоились называться не просто слугами, которые выполняют приказания Царя по принуждению, а любимыми детьми, которые хотят исполнить слово Отца. Дай Б-г, чтобы все мы удостоились быть именно такими детьми, выполняющими волю Нашего Б-га в совершенстве, и пусть в заслугу этого как можно быстрее наступит финальное избавление. Амен!

 

© Кац

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев