Ханука. Истоки трагедии

Сара Кац

У  Ноаха было трое сыновей – Шем, Хам, Яфет. У каждого из них были свои отличительные особенности, свои сильные качества.  Шем – внутреннее духовное содержание, Хам – эмоции, страсти, Яфет – внешняя красота и эстетика. Каждый из них обладал особенной силой.

В конце недельной главы "Ноах" отец распределяет обязанности между сыновьями, и говорит: основным будет Шем, Яфет будет жить в шатрах Шема, то есть будет помогать ему и поддерживать его, а Хам будет слугой у обоих. Эмоции и страсти тоже необходимы человеку, но они должны быть под властью головы, под властью духовных ценностей. Это представление и желание  Ноаха. Теперь давайте посмотрим, что происходит в жизни на конкретном примере – события Хануки.

Яфет не хочет жить в шатрах Шема. Яфет хочет отделиться абсолютно. Он хочет доминировать и совершенно отрицает духовность. Греки, как мы знаем, потомки Яфета, и в их культуре появляется философия «есть то, что я вижуt», то есть не надо искать какой-то глубокий смысл и подтекст, что видно на поверхности, так это и есть в действительности. Это ценности Яфета, в том случае если он не живет в шатрах Шема, а живет сам по себе. И вот перед нами трагедия Хануки. Все сложности начались с нарушения системы, которую оставил своим сыновьям Ноах. Давайте разбирать более подробно.

На иврите слово Греция – ????   - «яаван» и есть несколько объяснений, которые позволяют глубже понять эту культуру. Во-первых, «Яаван» - это прямые линии, что подсказывает нам, что нет ничего внутреннего, это просто прямая линия. Во-вторых, мы видим, что буквы в слове как бы выстроены по росту. Рав Гирш говорит, что есть количественное измерение вещей, и есть качественное измерение. Само слово намекает, что греческая культура основана на количественном измерении вещей. Спортивные состязания, гладиаторы, войны - для этой культуры важны количество, результат, балл.  В-третьих, каждая буква в слове параллельна другой. Рав Гирш говорит, что если общество живет, опираясь на греческие ценности, то не будет единства в обществе, оно будет разъединено, каждый живет сам по себе.

Пророк Иешаягу спрашивает: «Что евреи сделали такого, что «заслужили» греческое изгнание?» Он называет это время – «галут яаван». В Хануку евреи увлеклись греческой культурой и философией, это обычное объяснение. С другой стороны, с  чего вдруг евреям при наличии Храма повально увлекаться греческой культурой? Пророк Иешаягу говорит еще глубже. Все большие проблемы начинаются с чего-то маленького. Тора соблюдалась в период Хануки «цав  ле цав», дословно заповедь к заповеди. Тора соблюдалась в виде соблюдения отдельных заповедей. Евреи соблюдали все заповеди, но они не отражали человека, который живет этими заповедями. Евреи соблюдают шабат, кашрут, законы чистоты семейной жизни,  но важно испытывать трепет перед Творцом, бояться небес, это что-то большее,  чем просто механическое исполнение мицвот. Исполнение заповеди с духовным трепетом приближает нас к Вс-вышнему, механическое исполнение, исполнение «для галочки» соответственно отдаляет. Необходимо почувствовать себя и заповедь единым целым, мы это делаем не потому, что кто-то сказал, а потому что это наше собственное желание. В этой точке ошиблись евреи во времена Хануки.

В дни Матитьягу пришел тот, кто заставил евреев забыть Тору. Не уничтожить, не сжечь, а просто не использовать, положить Книгу Книг на дальнюю полку.

Пророк Иешаягу говорит, что есть альтернатива.  Еврей должен быть святилищем Вс-вышнего, не просто жить по его законам, а отражать своим существованием цели Вс-вышнего. Построить в своем сердце Мишкан Вс-вышнего, и тогда заповеди будут отражаться на всем, на поведении с людьми, на поведении наедине с собой, на разговорах, и так далее. Если исполнение заповедей меняет человека, то он становится «эхад» - цельным.

Давайте еще раз отметим, что я не говорю сейчас полностью погрузиться в духовное и забыть про эмоции и внешнюю красоту. Мы изначально сказали, что система, которую оставил своим сыновьям Ноах, работает и мы должны брать ее за основу. Ноах просит быть благосклонным к Яфету, когда он будет жить в шатрах Шема. Если мы посмотрим на «Эшет Хаиль» – песнь о совершенной женщине, она очень много берет из окружающего мира, от других народов, но стержень у нее еврейский, и цели еврейские.

Если мое окружение не влияет кардинально на мой еврейский стержень - это замечательно. Мы знаем еврейских бизнесменов, которые занимаются ежедневно материальными вещами, но они знают что можно, что нельзя. Сегодня в ешивах молодые люди, которые планируют после учебы работать, изучают бизнес этику, как правильно вести бизнес на основе Торы.

Рав Гирш говорит, что соблюдение Шабата можно рассмотреть с двух сторон. Можно всю неделю работать и думать, что Шабат это время когда можно зарядить батарейки, чтобы дальше работать. Это один Шабат. А можно каждый день недели приближаться к Шабату. Это две большие разницы, как говорят в Одессе. Где средство, а где цель? Цель достичь Шаббата, или цель набраться сил для дальнейшей работы?

Как только мы начинаем внешне смотреть на Тору, рассматривать Тору как кодекс поведения, в этот момент мы теряем огонь и желание жить по Торе. Важно научиться загораться от Торы, увидеть в Торе огонь. Когда человек делает тшуву, Вс-вышний первое время поддерживает его, и дает ему огонь и полет. Но этот период имеет обыкновение заканчиваться и дальше начинается наша работа. Тора это больше, чем «делай-не делай». Тора это не просто сухие законы, а что-то намного более ценное.

Важно отметить, что «галут яаван», греческое изгнание – это не изгнание в общепринятом смысле слова. Галут – это когда мы теряем землю, теряем Храм. В этом случае у нас был и Храм и Земля, у нас было все. Мы были в галуте, находясь в Святой Земле. Это совсем страшно. Рав Гирш пишет, что из-за нашей слабой позиции по отношению к Торе, греческая культура оказала на нас такое влияние, как на человека с ослабленным иммунитетом действует болезнь. К сажалению, это происходит с еврейским народом и сегодня. Мы должны делать выводы из уроков, которые пропедносит нам жизнь. И двигаться дальше, с помощью Вс-вышнего.

 

По материалам лекции Сары Кац 

составила Сара Сукачева

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев