Ханука. Контрольный пакет акций в управлении Миром.

Ханука. Контрольный пакет акций в управлении Миром.

Раввин Давид Юшуваев

Греки своими установлениями ослабляли и ослепляли нас, внося в нашу жизнь многочисленные запреты. Одним из примеров  такого влияния на нас греков,  мудрецы приводят постановление, повелевающее евреям писать на рогах быка:  «Нет удела евреям в Б-ге Израиля».

Что же означает такая фраза? Такое предложение являет собой  один  из серьезных примеров войны, которую вели греки с евреями  за отрицание нашей  связи  с Творцом. У каждого  еврея был  бык, и необходимо  было  писать на его  рогах эту фразу. Но почему именно на рогах быка и в чем заключается смысл этой фразы? Если бы евреи писали при входе в свой дом это повеление, было бы гораздо  эффективнее,  не правда ли?

Маараль предлагает нам следующее объяснение. Еврейский народ считает себя избранным, но после греха золотого тельца греки перестали  видеть  евреев таковыми в своих глазах. У них произошли изменения.  И они  захотели внушить и  евреям  такую  мысль. Отсюда и повеление о вышеприведенной записи.

Мы с вами уже  неоднократно говорили  об избранности еврейского народа и независимости ее  от наших поступков. Мы – сыновья Вс-вышнего. Так же как отец не может сказать: «Ты мне не сын», так и Вс-вышний  не может сказать, что мы не стояли у подножия горы Синай.  Да, у  нас не было особенных  вариантов для осуществления  выбора, но это не отменяет договор, а еще более его усиливает и скрепляет. Также как мужчина, который изнасиловал девушку,  не может потом ее бросить, так как  законы развода не подходят к этой ситуации, так и Вс-вышний не может с нами развестись. Вс-вышний, «изнасиловав» нас, заставив  принять Тору, не может  с нами развестись никогда и ни при каких обстоятельствах. Ни один совершенный нами грех не может изменить сложившуюся  ситуацию.

Давайте представим другую ситуацию, когда мужчина любит девушку из-за  ее богобоязненности, и  обладания девушкой хорошими качествами. Это означает, что этот мужчина любит девушку  за что-то, а это есть не что иное, как  ахава тлуя бе давар, то есть  любовь,  зависимая от чего-то. Нельзя любить  человека из-за чего-то. Важно любить, потому что любишь.  Выбирая жену, важно понимать про ее качества и черты характера, но если мы ставим их во главу угла, тогда мы просто думаем, что любим, а это   не является любовью в настоящей, истинной ее сути. Такой Любви мы можем учиться у Вс-вышнего. Вс-вышний любит нас просто  так, не смотря ни на что. Вс-вышний нас любит,  поэтому он спускает  нам блага. Любовь Вс-вышнего не зависит от выполнения  нами  заповедей. Мать любит своего сына, не смотря ни на что. И  даже изготовление золотого тельца  не является поводом для разводного письма между нами и Вс-вышним.

Слово «любовь» происходит от слова «давать». «Хава» переводится, как давать,   «ахава» - это тоже «хава» только с добавлением буквы  «алеф», символизирующей  Адама, тем самым придавая процессу человеческое лицо.  Только человечность, высшие свойства  души, божественность создают процесс отдачи или любви.  Любовь – это не просто чувства, это способность давать. Она не зависит от разума. Сегодня любовь превратилась в  политику. Под любовью люди осознанно или неосознанно подразумевают собственную  выгоду. Именно поэтому 99 людей из 100 не довольны своим браком. Принцип взаимоотношений, основанный на понятии:  «Ты мне,  я тебе» в браке не уместен  и не работает.  В еврейской традиции: человек дает, потому что  хочет, чтобы другому  человеку было приятно.  Ты хочешь сделать  другому так, как  хотелось бы сделать для себя. Приятно тебе, приятно другому. Любовь не должна быть условной и награждаемой.

Греки постановили запись на рогах быка, чтобы доказать нам, что любовь между нами и Вс-вышним условна. Договор расторгнут,  и мы потеряли свой статус избранности. Это первое важное объяснение.

Есть еще и второе объяснение. Давайте поймем, в чем заключался смысл греха золотого тельца?  Не может такого  быть, чтобы евреи после Синайского откровения отдали  место Моше или  тем более Вс-вышнего быку. Разве  мы сошли с ума? Что же произошло?

Рамбан объясняет, что еврейский народ не придумал золотого тельца. Они увидели колесницу Б-га во время Синайского откровения,  и на этой божественной  колеснице  с правой  стороны присутствовало  лицо льва,   а  с левой стороны они увидели изображение  быка.

Рав Десслер объясняет, Вс-вышний управляет миром  посредством образов льва и быка.  В управлении нами Вс-вышним используется и  Чудо,  как вид управления и управление в рамках закона Природы. В чем разница между управлением  чудом и природой?  Чудо – это явление,  непривычное для нас. Но  ведь и природа не всегда становится для нас привычной, объяснимой.  

Давайте вспомним, что  семя, погруженное в землю,  превращается в растение, в прекрасный  цветок. Это  тоже происходит посредством  чуда. Семя в ужасе, оно пребывает в темноте, сырости,  но позже превращается в цветок. Если так произойдет с мертвым человеком, мы сильно удивимся. Для нас это станет шоком. Таким образом, правая сторона олицетворяет собой управление силой, чудом, неожиданностью, чем-то необычным.  И лев практически у всех народов почитается как  царь зверей. Он герой, богатырь, символизирует управление миром сильно, нестандартно.

Бык слева представляет собой  более слабую, уязвимую, природную сторону.  Природа – ограничена в своих законах. Существуют  причины  для всех явлений. Поджог, ветер,  огонь неминуемо приведет к  пожару. В законах природы, чудо  не предусмотрено, потому как чудо само по себе является непредсказуемым и не планируемым, неожидаемым процессом и явлением. Чудо непредсказуемо. Природа да,  предсказуема. Мы можем объяснить и подчинить себе законы природы. На этом строятся  все нерелигиозные убеждения.

Давайте скажем и о том, что в  прошлом, в давние времена бык являлся  домашним животным, помогающим и  в быту и  в ведении сельского хозяйства. Бык олицетворяет собой  природу, используемую  для человеческих  нужд и целей. Люди с помощью быка пахали, сеяли, выполняли другую тяжелую работу. Таким образом, бык представляет собой  природу, подчиненную человеку.

Вс-вышний вывел евреев из Египта. Моше был нашим руководителем во время описываемых событий. Все, что происходило с еврейским народом, происходило чудесным образом. Выход из Египта, рассечение Красного моря, манн, облака славы. Это чудеса, выходящие за пределы природы. Это лев. Это сила, это мощь. Ошибка еврейского  народа заключалось в том, что Сатан показал евреям смерть Моше, когда он поднялся на Гору. Еврейский  народ был уверен, что чудеса обеспечивал им только Моше. Управление Чудесами происходило  через Моше. И в его отсутствие чудеса   прекратятся полностью и не возобновятся с новым лидером.  Таким образом, рамки природы   являются левой  стороной управления, а, следовательно,  быком. С  этой целью  и был создан бык в качестве  пробуждающей  силы Вс-вышнего к нам в  рамках действующих законов природы.

Мы  не уверены в законах природы. Природа  нас пугает. И золотой телец  был создан для нашей защиты. И если мы взглянем на ситуацию греха золотого тельца с полученным объемом знаний, то увидим, что  это не такая уж и  авода зара. Еврейский народ ошибся в том, что сила  заключена  не в рамках природы. И происходимые чудеса были приписаны Моше Рабейну. Поэтому нужно было  поднять быка, чтобы получить помощь от природы. Это слабая сторона, но она тоже нам нужна. Пустыня, дети, старики, как же людям  справиться? Кто теперь им  поможет?

Ошибка была двойная. Чудеса происходили  не благодаря Моше, а благодаря такому народу. Мощный и сильный лидер появляется только у мощного и сильного народа. Как говорят сегодня: «Каждый народ заслуживает своего лидера».  Народу важно уметь себя оценивать. Грех разведчиков заключался в том, что люди не поверили в себя без Моше рабейну, за что и были сурово наказаны.  Эта тема не была осознана. Еврейский народ заслужил такого лидера, и  сила народа  передается его руководителю.

Объяснения не всегда проясняют ситуацию, а  часто ее еще больше запутывают.  В этом заключена  сама жизнь. Только через свой опыт человек может понять суть того или иного явления.  Поднять природу, возбудить ее и повернуть в свою сторону очень важно.  Есть Природа, энергия, инерция, и мы хотим, чтобы она к нам повернулась и руководила нами. Но есть и другие, внутренние процессы, обладающие не меньшей, а во много раз большей силой.

Греки  велели написать на рогах быка об отсутствии нашего удела в Б-ге Израиля. Записать для себя и в это поверить. Почему так было сказано греками?  Это означало, что ты должен понять глубоко смысл ситуации, чтобы она проникла в тебя. Когда человек записывает, для него ситуация проясняется, и он лучше проникает в смысл происходящего. Грехи хотели привлечь нас только в природную сторону. Греки верили в это по определению. Они полагали, что возможно использование сил природы для человеческих нужд. Рога -  это убивающая сила животного.

Идеология греков заключалось во влиянии сил природы на человека. Они хотели, чтобы мы «зарубили это себе на носу». Человек становясь сильным, способен подчинять себе природу. Его сила,  ум, мышление, логика позволит  подчинить себе природу и стать  ее хозяином. Таким образом,  Б-г начнет забываться. Материализм пошел от греков. Человек управляет всем, в том числе  и природой. Это  пошло от греков и крепко  вошло  в мировую историю.

Написать подобное означало  написать отказ от Вс-вышнего,  продемонстрировав отсутствие веры в него. Такое понимание вкладывали греки в эту фразу. Однако, для нас, «Нет у меня части удела» означает принципиально другие вещи, а именно: прекратить партнерство со Вс-вышним. Партнерство в управлении этим миром. Кто управляет миром? Евреи. И это написано здесь. В этом заключается наша идеология. Мы вместе со Вс-вышним управляемым миром. Мы – часть управления. Мы – партнеры.

Рав Хаим бе Валожин в своем труде «Нефеш а Хаим» пишет:  «Мы - часть Б-га. Веревка его удела».

Он объясняет это так: мы связаны с Б-гом и Его  управлением.  Наше любое движение влияет на управление Творца. Если мы связаны с машиной, то  наше  любое движение  будет оказывать на нее влияние. Мое любое движение диктует Вс-вышнему дальнейшие действия и движение. Даже  если эта  веревка будет очень длинной, в любом случае, движение в этом мире переходит в другие миры. Как  хорошие, так и  плохие поступки поднимаются в высшие миры и возвращаются к нам тем или иным действием Творца. Все возвращается. Природа – это непросто данность, а  мы ею управляем. Потому что  это так устроено.

И наша идеология является антиидеологией  греков. Они считают, что мы можем  подчинить себе природу  и использовать ее, но руководить  природой  мы не способны.  Мы же упоминаем про это каждый день, произнося «Кирьят Шма».  Мы партнеры Вс- вышнего, поэтому  и блага и природа этого мира зависят от нас. Мы партнеры не на пять или десять процентов. Мы партнеры со Вс-вышним в пропорции пятьдесят на пятьдесят.

У кого же находится  контрольный пакет? В «Шир а Ширим» написано: «Голубка моя, «тамати», полноценная», -  обращается Вс-вышний к еврейскому народу. Но мудрецы обращают наше внимание и говорят, что нужно читать «теомати» близнецы. «Ты, еврейский народ, и я – близнецы. Не подумай, что я - больше тебя или ты – больше меня», - такое объяснение дают нам мудрецы. Мы говорим, конечно,  про управление силой. Однако, мы почему то забываем, что  силой  Вс-вышнего обладает и еврейский народ. В этом нет разницы, мы одинаковы в этом. Рамхаль говорит так: «Вс-вышний отдал нам партнерство. Он разделил его с нами».

Одна из причин благословения детей в Шаббат заключается в том, что согласно Алахе в Шаббат  мы становимся партнерами  со Вс-вышним на равных.  Поэтому мы и детей вводим в это состояние, что  является выражением партнерства. У каждого партнера своя доля.  Ор а-Хаим говорит так: «Небеса дают, а Земля принимает. Небеса дают, потому что земля принимает. Земля  - это мы, еврейский народ».

Поэтому мы можем  и должны полагаться и на себя тоже. Когда говорят, причитая: «На кого нам полагаться»?  Это звучит странно. Полагаться, прежде всего, можно и нужно  на себя. На себя, потому что  мы  являемся не просто партнерами  со Вс-вышним, а обладаем контрольным пакетом акций, если так можно сказать.  Вс-вышний так создал природу, что она зависит от нас. И его управление  также зависит от нас.  Конечно, Вс-вышний  ни в ком не нуждается, но Он так создал мир, что он зависит от нас. Поэтому мы руководим всем миром. И через нас весь мир получает благо. Чем больше мы занимаемся Торой, соблюдаем заповеди,  тем большее количество   блага может спуститься к нам.

«Для чего Вс-вышний так создал?», - спросите вы. У каждого партнера есть ресурсы. Лучше создавать предприятие  без партнеров. Однако, иногда не хватает денег,  иногда связей, иногда сил. Такой образ управления заключается в поступлении необходимого нам ресурса.

В отношениях с Творцом таким ресурсом является  Тора и заповеди. Вс-вышний не может без этого ресурса – выполнения заповедей и соблюдения законов, а мы не можем без Него. Есть сосуды - это мы с вами. Чем больше мы сможем принять, тем больше будет спущенное нам благо. И не только нам, а всем.  Чтобы давать, нужно чтобы принимали. Без принятия не возможна отдача. Подготовка для принятия необходима. В таком случае партнерство становится выгодной вещью, ресурсом.

Управление природой не возможно без принятия и подготовки - свет и сосуд это две необходимые единицы. Только пребывая  вместе,  мир будет находиться в гармонии. Еврейский взгляд заключается в том, что  мы руководим природой, не Вс-вышний, а мы. Именно мы являемся  ее руководителями.

 

Вот такой еврейский взгляд на мир мы рассмотрели с вами сегодня!

 

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев