Ханукальная молитва "За знамения"

Ханукальная молитва

Сара Кац

В молитве Аль hа-Нисим, которую мы добавляем в Хануку к основной молитве, сказано: «Они требовали, чтобы мы забыли Тору». Комментирует Раши, что основные указы греков были направлены на устную Тору, а не на письменную. Если бы мы оставили духовность Торы, изучали ее как мифы еврейского народа, фольклор, то грекам не надо сжигать свитки. Есть красивые литературные фрагменты, Шир а-Ширим - образец литературного произведения, – такое отношение к Торе не смущало греков. И, к сожалению, именно таким образом преподается иудаика в университетах сегодня.

С другой стороны Устную Тору сложно представить как литературное произведение, поэтому греки направили свои силы на борьбу с ней. «Они хотели увести нас от законов твоего желания», что это означает?   Мы не просто должны перестать соблюдать заповеди, мы должны сами уйти от законов, которых желаем.

Сейчас я, возможно, скажу неприятные вещи, но об этом мы тоже должны говорить. Часто можно услышать, что евреи воспринимают Тору как фольклор, соблюдают традиции потому, что это мило.  Кушать пончики на Хануку, зажигать свечи – это мило. Это действительно здорово, если в советское время дома на Песах была маца, только сегодня важно понять: зачем мы вообще ее кушаем?

Греки  говорят - клецки, маца, уши Амана, это очень здорово. Делайте свои пончики, исполняйте свои заповеди – но не надо делать из этого служение Творцу. Сделайте это традицией, сделайте это обычаем, и тогда у нас нет претензий.

Греки запретили некоторые заповеди на уровне закона. Шабат, Ходеш – еврейский календарь, брит мила, а также приняли указы против «таарат мишпаха», против чистоты семейной жизни, а также были запреты, связанные с законами «маасер» отделения десятины. Интересный список, не правда ли? Какая связь между этими заповедями?

Все они связаны с понятием «Кдуша», дословно с понятием «Святости».  Шабат – это святость времени, Рош Ходеш – это святость календаря, Брит мила – это святость тела, Иша – святость семьи, Маасер – это святость материальных вещей.  У греков не было понятия святость. Греки воспринимали весь мир, происходящие явления и события очень поверхностно. Физическая красота, работа над своим телом – это они понимали. Как работать над своими духовными качествами, добиваться внутреннего совершенства – эти понятия были грека недоступны.

Очень красиво заканчивается молитва «Аль hа-Нисим»: «И народу своему Израилю даровал великое спасение и избавление в этот самый день. И тогда пришли твои сыновья в твое Святилище». Очень важно прочувствовать этот отрывок. После того как все закончилось и  наступила физическая победа, сыновья вернулись в Святилище Вс-вышнего. Ханука научила евреев, что заповеди не существуют  сами по себе, отдельно от внутренних желаний и побуждений. И евреи вновь ощутили себя сыновьями Творца. А дети Творца, как дети царя, ведут себя по-другому, не только во дворце, но и на улице и среди других народов, ощущают свой статус.

На самом деле цель празднования Хануки, цель обсуждения  произошедших событий – это почувствовать себя сыном  Творца в современной ситуации. Ощутить себя сыном царя и пересмотреть свои приоритеты.

 

 

 

 

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в одной из соцсетей

0комментариев