Законы Шаббата

Не все поля заполнены корректно. Пожалуйста, исправьте.
Отправить

Ваш вопрос отправлен

Мы с удовольствием рассмотрим Ваш вопрос и опубликуем ответ в ближайшее время.

  • Можно ли играть в шаббат с детьми в пин-понг?

    А.,
    Отвечает рав Илель Маарис:
    По обычаю сфарадим взрослым запрещено играть в пин-понг в шаббат. Однако, маленьким (до возраста воспитания) разрешают. А для ашкеназим, строго по закону, можно так же и взрослым играть в пин-понг.
    Но стоит воздерживаться от этого, т.к. такие игры не подходят для святости шаббата.
    Как поступать в каждом конкретном случае, стоит спросить своего раввина.
    Источники:
    Хазон Овадья, законы шаббата, часть 3, стр. 101 (примечание).
    Шмират Шаббат ке-илхата а-хадаш, глава 16, разделы 1,6.
    Шут "Нишмат Шаббат", глава 6 (симан 418).
  • Можно ли играть в шаббат в игры с мячом, например, в футбол?

    А.,
    Отвечает рав Илель Маарис:
    По мнению Гаона рава Овадии Йосефа, сфарадим, достигшим возраста воспитания (6 лет и старше) запрещено в шаббат играть в футбол (См. Книга Хазон Овадья, алахот шаббат, часть 3, стр. 99-101).
    И так же по ашкеназскому обычаю, запрещено играть в футбол на земле, или на траве в шаббат. Даже на покрытой земле. Например, на площадке залитой бетоном или асфальтом.
    Однако, нет запрета играть на полу внутри дома. Но в любом случае, после возраста Бар-мицва, несомненно, желательно воздерживаться даже от игры внутри дома. Потому что шаббат, особенно любимый Всевышнем день, данный для духовного отдыха, подобного будущему миру. И все действия, производимые в шаббат, должно в них проявляться уважение к этому дню.
    Как поступать в каждом конкретном случае, стоит спросить своего раввина.
    (Шмират Шаббат ке-илхата а-хадаш, часть 1, глава 16, разделы 1,6)
  • Здравствуйте рав! Знаю, что неевреям запрещено соблюдать субботу, что они должны её хоть как-то нарушить (зажечь спичку вечером). Но как относится к словам о субботе в книге пророка Йешаяу: (2) Счастлив "человек", делающий это, и "сын человеческий", держащийся этого, "соблюдающий субботу", не оскверняя ее, и оберегающий руку свою, чтобы не сделать никакого зла...(6) И "чужеземцев", присоединившихся к Г-споду, чтобы служить Ему и любить имя Г-спода, чтобы быть Ему рабами, "всех соблюдающих субботу", не оскверняющих ее и держащихся завета Моего,..?

    Андрей,
    Рав Александр Кутуков, Швут Ами, Иерусалим

    Это интересный вопрос, позволяющий увидеть важный принцип, заложенный в еврейский Закон.
    Еврейский Закон - это Устная Тора, а не Письменная. Слова Письменной Торы - Пятикнижия - служат основой для Устной Торы, но никогда не используются прямо. Вначале их нужно понять, а это без Устной Торы невозможно. Талмуд поясняет, что даже сами значения букв, которыми записана Письменная Тора, - это часть Устной Торы...

    Речь идет при этом именно о Пятикнижии. Слова Пророков прозвучали в свое время для того, чтобы наставить поколение, дать ему направление морального совершенствования и поддержать его на пути Торы. Они не предназначены для того, чтобы сообщать Закон - ведь дарование Торы произошло на горе Синай, и после этого Вс-вышний уже не дополнял и тем более, Б-же упаси, не заменял ее. Несомненно, в некотрых случаях мы используем и слова Танаха для того, скажем, чтобы прояснить непонятные моменты - но не для того, чтобы установиь неизвестный ранее Закон!

    Поэтому на самом деле вопрос должен звучать так:

    Во-первых: откуда следует, что нееврей не должен соблюдать шаббат?

    Во-вторых: как следует понимать эти стихи из пророка?

    Итак, во-первых: Это сказано в Талмуде (Сангедрин 58б) на основе стиха (Берешит 8): "День и ночь не будут отдыхать". Это значит, что любой потомок Ноаха не имеет права не работать полные сутки (день и ночь). Во-вторых: Пророк обращается к евреям, потому что именно к ним его Вс-вышний послал. Когда король или президент обращается к подданным, он не говорит им "Земляне" - это и так понятно. Обитатели Марса - это просто не его аудитория!


    А нееврей, которому обещают награду за соблюдение шабата - это нееврей, который полностью принял на себя Тору со всеми ее законами, то есть "гер". Это, безусловно, возможно, и после этого он имеет право соблюдать шаббат - так же, как имеет его и еврей. (А почему еврей имеет право соблюдать шаббат - это отдельный вопрос). Другое дело, что "гиюр" - это особая интересная тема, которая в этих стихах Пророка не изложена и изложена быть не может, ибо Пророк законов не излагает, как мы уже сказали.

  • В шаббат можно сбежать из тюрьмы, из плена?

    Йонатан,
    Рав Яаков Баум, Швут Ами, Иерусалим

    Я не совсем понял, о какой ситуации идет речь. О какой тюрьме говорится? Почему человек там оказался? Идет ли речь о преступнике? Чтобы мы смогли ответить на этот вопрос, мы должны знать, в чем там дело.

  • Может ли человек не соблюдающий полностью субботу, делать Кидуш или проводить Авдалу? Т.е. например мы пригласили хорошего еврея на трапезу, можно ли предложить ему сделать Кидуш?

    Давид,

    Кидуш и Авдала – это отдельные заповеди. Поэтому, если человек пока еще не исполняет определенных заповедей, от других он не освобожден. Так что он может сделать Кидуш или Авдалу. Но разумеется, необходимо, чтобы эти Кидуш или Авдала были сделаны по всем правилам.

  • Можно ли в шабес сбивать термометр?

    Ципора Нэхама,
    Рав Яаков Баум, Швут Ами, Иерусалим

    Можно, если собираются пользоваться термометром в этот же день. Если нет, то запрещено, потому что, когда это делают, готовят нечто с шаббата на будний день.

  • Принято зажигать свечу за душу какого либо цадика на исходе Субботы. Откуда этот обычай. Что при этом необходимо произносить.

    Ципора Нэхама,
    Рав Яаков Баум, Швут Ами, Иерусалим

    Мне такой обычай неизвестен. Я прошу прощения.